Страница: 5/9
Знакомясь с обрядами летнего цикла, мы традиционно празднуем «Троицу», увлекая этим праздником детей, посещающих летний городской лагерь при ДДТ. Ребята плели венки, украшали разноцветными ленточками дерево березку, знакомились с обрядом «кумления». Готовясь к «Деревенским посиделкам» (приложение № 5), ребята подбирали частушки, поговорки, считалочки, небылицы, мальчики показали свое мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии.
Совместная деятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывали помощь друг другу при выполнении задания, сострадали, переживали неудачи и радовались успеху. Они становились терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей была продуктивной, т.к. были определены ближние и дальние цели, на занятиях была создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явилось своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие и нравственные убеждения. Чтобы интерес не пропадал, необходимо, чтобы разъяснение задания не противоречило желанию, только тогда учащиеся понимют необходимость и важность, желательность творческой деятельности (зачем и для чего это делаю?). перевожу внешнюю мотивацию на внутреннюю, делаю акцент на разъяснении важности, необходимости деятельности. Распределяю функции в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, каждый выполняет то, что может.
К идее фольклорных праздников пришли не случайно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия.
Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Цели праздника:
Создать зону психологического комфорта.
Развить творческие способности детей.
Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
Приобщить к народным традициям.
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
На занятиях по фольклору наряду с изучением народно-обрядовой культуры России и Урала проводится вокально-хоровая работа.
Знакомились с певческой установкой пения сидя, стоя, вырабатывали навык вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, вырабатывали мягкую атаку звука.
Для развития народной манеры пения
1) использовались скороговорки на звуках примарной зоны с движениями притопами и прихлопами. «В хороводе были мы», «Андрей-воробей»;
2) постепенное движение в диапазоне г.4. по полутонам.
Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова:
Для подвижного языка, губ, щек, нёба.
Дикционные упражнения для мягкого нёба «Бегемот».
Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.
Благодаря этим упражнениям у учащихся начальных классов наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На втором году – развития действий, стабилизация.
Из своего опыта я знаю, что процесс формирования певческих навыков зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли в детское объединение, что влияет на характер становления навыков и качество результатов обучения.
Реферат опубликован: 24/06/2006