Страница: 2/5
ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда
актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.
Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них
- это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то весе-
лые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от
лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о
жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого
времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти
разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной фило-
софичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтов-
ские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.
Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но
эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способ-
ности самостоятельно мыслить и безбоязно обобщать виденное. В любимов-
ских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно
выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также -
наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо
глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их,
подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет,
сказывается и в этом.
Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу
мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций,
он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем
до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса
и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие
из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю
результат своих поисков, надеясь, что его поймут.
В 1977 году в серии "Aктеры советского кино" вышел посвященный Высоц-
кому проспект, составленный И.Рубановой. Говоря о тех выразительных
средствах, которыми пользуется Высоцкий, создавая свои роли в кино,
театре, на эстраде, она особенно выделяет его голос. И действительно,
голос является его основным выразительным материалом. Недаром при ответе
на вопрос анкеты, распространенной среди артистов театра на Таганке в
1970 году, Высоцкий сказал, что самой большой для себя трагедией считал
бы потерю голоса.
Высоцкий кричит. Крик - "бросающийся в глаза", нет, в уши - примета
его исполнительского почерка . Его крику подражают . Как это ни пара-
доксально, крик Высоцкого и в самом деле существенный, если не сказать,
серьезный штрих портрета этого актера. Конечно, это элемент формы, но в
лучших работах - элемент глубоко содержательный. Крик Высоцкого не толь-
ко пугает или устрашает. Бывает, он вызывает сочувствие, сострадание и
даже жалость. Актер кричит очень громко, громко, тихо и даже шопотом.
Кричит хрипло, хрипом почти разрушая смысловую нагрузку слова, кричит
чисто, кричит словно бы без голоса - бывает и такое. Что как не крик без
голоса - эта характерная ломкая интонация, когда посредине фразы, даже
слова, актер как бы включает тормоз, и слово, или остаток слова, изна-
чально наэлектризованные криком, вырываются обезглашенные, наполненные
не звуком, а будто энергией чувства?! Криком Высоцкий заглушает всякое
подобие сентиментальности или чувствительности.
Помните, хватающую за душу борьбу крика с плачем или стоном в припе-
ве-заклинании одной из его лучших песен:
Чуть помедленнее, кони,
Умоляю вас вскачь не лететь .
В этом все дело: актер кричит не голосом. Голос только оформляет
внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии, кото-
рой он наделяет своих героев." Высоцкий - автор песен и текста песен ко
многим кинокартинам. Снимался в 24 фильмах:
1959 - "Сверстницы" (Петя)
1961 - "Карьера Димы Горина" (Софрон)
1962 - "Грешница" (корреспондент)
- "713 просит посадки" (американский моряк)
- "Увольнение на берег" (Петр)
Реферат опубликован: 6/06/2009