Страница: 13/18
В 1871 г. Лист получил звание советника венгерского короля, и через два года в Будапеште было необычайно торжественно отпраздновано пятидесятилетие творческой деятельности музыканта. В 1879 г. папа Римский Пий IX присвоил ему звание почетного каноника, что давало право на ношение сутаны, но не на титул “аббат Лист”, которым композитор иногда подписывался. После кончины Вагнера в 1883 г. Лист провел в Веймаре мемориальный концерт. В начале 1886 г. 75-летний Лист отправился в Англию, где был принят королевой Викторией и восторженно встречен его почитателями. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший Лист приехал в Брайтон на ежегодный вагнеровский фестиваль. В этом городе он умер 31 июля 1886 г.
Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подробно Ф. Шопену и Р. Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа – Грезы любви (Liebestraum), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов и три цикла небольших пьес под названием Годы странствий. Некоторые из Венгерских рапсодий позже были оркестрованы. Листу принадлежит также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH.
Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств единство композиции достигалось введением лейтмотивов, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа наиболее интересны симфонические поэмы, особенности Прелюды, Орфей и Идеалы.
Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Листа сочинил несколько месс, псалмы и ораторию Легенда о святой Елизавете. Кроме того, можно упомянуть Фауст симфонию с хоровым финалом (1857) и Симфонию к Божественной комедии Данте с женским хором в конце (1867): оба произведения в значительной степени опираются на принципы симфонических поэм. До сих пор исполняются листовские фортепианные концерты. Единственная опера Листа – одноактная Дон Санчо – написана 14 летним композитором и тогда же поставлена. Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была обнаружена в 1903г.
Лист как пианист. Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особенно патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой.
Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемою частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих пор ощутимо в пианизме разных школ.
Никто из скрипачей не обладал такой популярностью, ни о ком не написано столько книг, как о Паганини. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считали его гением, другие – шарлатаном; имя его ещё при жизни было овеяно легендой.
Реферат опубликован: 12/09/2008