Страница: 17/18
В феврале 1831 г. Паганини наконец едет в Париж. Французская столица только что пережила революцию и эпидемию холеры. «Но даже ужас, вызванный этим смертоносным бичом, не смог удержать порыва любопытства, а затем – восторга, повергнувшего толпу к ногам Паганини», - пишет Берлиоз.
Париж 30-ых годов – арена ожесточенных боев между представителями классицизма и романтизма. Пьесы В. Гюго, А. Дюма–отец, новеллы П. Мериме, а в музыке программный симфонизм Г. Берлиоза; на сцене оперных театров – «Роберт-Дьявол» Мейербера, «Волшебный стрелок» Вебера, «Фауст» Шпора – такова романтическая волна, захлебнувшая жизнь искусства. В этот момент появляется Паганини. Естественно, что его игра увлекает, поражает наэлектризованных слушателей. В ней всё, что было так свойственно романтизму – огненное борение страстей, яркий ораторский пафос, контрасты возвышенного и низменного, программность и блестящая, непостижимая виртуозность. Романтична сама личность артиста, окружённая ореолом таинственности, фантастики, демонизма. Лист, слушающий его на первом концерте, потрясён: он признаётся, что перед ним открылись новые, неведомые дотоле горизонты. В фантазии на тему «Кампанеллы» Паганини (1832), Лист идёт его путем и придаёт фортепианной технике красочность, блеск, виртуозность, незнакомые старому классическому искусству. Отсюда начинается формирование его бравурного инструментализма, породившее впоследствии венгерские рапсодии, концерты-поэмы. Да и извечная мефисто-тема Листа в сущности перекликается с «дьявольскими» мотиваит искусства Паганини.
Перед Паганини преклоняется Бальзак, им интересуется Гёте, от него в восторге французские романтики. Для философии романтизма был особенно характерен культ музыки, признававшейся высшим духовным видом искусства. Здесь их идеал представал как бы в материализованном виде. О Паганини пишут статьи, придумывают легенды, рассказывают анекдоты; вымысел в литературе о великом скрипаче тесно переплетается с правдой. Но кому нужна правда, когда от Паганини ждут только необычайного? В конце концов он бежит из Парижа в Англию, но и здесь, после первого же выступления начинается то же самое.
В Париже за отказ сыграть на благотворительном концерте в пользу итальянских революционеров, а затем и в Лондоне за попытку назначить двойные цены на билеты Паганини обвиняется в скопидомстве, жадности, стремлении к наживе. Безусловно, черты стяжательства у него были, хотя и не в такой степени, в какой ему приписывали. О его отзывчивости свидетельствует хотя бы известный случай с Берлиозом, которому, зная о бедственном положении композитора, Паганини подарил 20 000 франков.
До 52-ух лет Паганини ведет скитальческую жизнь, разъезжая по городам Европы. Он работает с бешеной интенсивностью, расплачиваясь за добытое с таким трудом миллионное состояние своим здоровьем. На 52-ом году он вынужден прекратить концертирование. Купив себе роскошной поместье близ Пармы, носящее название «Вилла Гайона», осенью 1834 г. переезжает туда.
В 1835 г. Паганини принимает приглашение пармской принцессы Марии Луизы занять пост директора и дирижера ее придворного театра и оркестра. В монографии Ямпольского приводятся интересные данные о его попытке реформировать оркестр и организовать по-новому оркестровое исполнительство. Он предлагает увеличить число оркестрантов до пятидесяти человек, отбирая их по конкурсу; разграничить функции дирижера и клавесиниста или первого скрипача концертмейстера. Это были новые по тем временам требования. Его предложения были отвергнуты, и он подал в отставку. За короткий период работы с оркестром он сумел значительно усовершенствовать мастерство этого коллектива.
В 1837 г. состоялись последние концерты Паганини в Турине. Его здоровье окончательно подорвано. Он едет в Марсель, Ниццу; в Генуе составляет завещание, по которому все свое громадное состояние (1,7 миллионов франков, кроме имущества, имения и коллекции музыкальных инструментов) передает сыну Ахиллу.
Реферат опубликован: 12/09/2008