Страница: 14/18
Он породил целое течение в романтическом искусстве первой половины XIX века; его инструментальные новации послужили примером для Берлиоза и Листа в реформе оркестровой и фортепианной музыки; его каприсами восхищался Шуман, создавший их фортепиальные транскрипции; он оказал существенное влияние на творчество Россини, Мейербера, Шопена, Листа; Брамсу принадлежат фортепиальные вариации на тему его 24-го каприса, а в наш век «Рапсодию» на тему этого же каприса написал Рахманов. Сочинения Паганини более 100 лет не сходят с концертной эстрады, пленяя ярким инструментализмом, живостью образов, выразительностью и непреходящей свежестью мелодий. Между тем и сегодня можно услышать мнение, что Паганини велик только как исполнитель и что его творчество интересно лишь виртуозностью. Его судьба в этом отношении похожа на судьбу Листа, композиторское дарование которого так же долгие годы многим не признавалось. Но слава и бессмертие Паганини свидетельствуют, что он был выдающимся композитором.
К 1796 году относится начало большой дружбы между Никколо и страстно увлекшимся его искусством маркизом Ди Негро. В его салоне в 1796 году Р. Крейцер услышал Паганини и предсказал ему блестящую будущность. Вместе с маркизом и отцом Паганини совершил свою первую концертную поездку по городам Италии. В Парме он хотел стать учеником знаменитого Алессандро Ролла. Однако, услышав его игру, Ролла заявил, что ему с ним нечего делать. В Парме Никколо брал уроки композиции у Гаспаро Джиретти и пользовался советами Фердинанда Фаэра. За время этих занятий он сочинил множество инструментальных пьес и два скрипичных концерта.
К 1801 году отношения Паганини с отцом становились натянутыми. Воспользовавшись приглашением на концерты в Лукку, он уезжает туда со старшим братом Карло и порывает с домом. Начинается новый период его жизни. После Лукки он концертирует в Пизе, Милане, Парме, Ливорно. Слава о необычайном виртуозе быстро разносится по Италии. Его игра и личность кажутся фантастическими, его искусство непостижимо, ново, оригинально. Понемногу вокруг Паганини начинает виться клубок легенд, создаётся ореол таинственности. В Ливорно его успех был настолько велик, что один из поклонников в дар преподнес ему в дар чудесную скрипку – Гварнери дель Джезу, с которой Паганини не расставался до конца своих дней.
Вырвавшись из под опеки отца, он ведёт бесшабашную жизнь, проигрывая в карты баснословные суммы, зарабатываемые концертами.
В 1802 году к нему приходит первая любовь, имя этой женщины не известно. На её вилле в Тоскане Паганини провёл три года, занимаясь земледелием и игрой на гитаре; писал квартеты для смычковых и гитар, гитарные пьесы, и многие эффекты, внесённые им в скрипичную игру, были имитацией гитарных звучаний.
В 1805 году он внезапно появился в Лукке. К этому времени Наполеон окончательно сбросил личину революционности и на месте бывших итальянских республик учреждал монархии. Лукку он отдал сестре Эльзе Бачокки, получившей титул принцессы. К её двору и был приглашен Паганини в качестве камер-музыканта и капельмейстера. Паганини согласился, привлеченный не только музыкальной атмосферой двора, но и прелестной принцессой, с которой у него начался роман. Впрочем, по музыкальной части он был связан и с принцем. В письмах 1809-1810 годов Буше де Перти сообщает: «Принц Баччоки страстный любитель скрипки, и мы играем квартеты. Генуэзец, по фамилии Паганини, держит первую скрипку и играет на гитаре».
В его же письмах любопытное описание игры Паганини; называя его самоучкой, Буше де Перти добавляет: «Так не играет никто. Но он портит игру панталонадами, недостойного искусства и своего прекрасного таланта; я слышал его импровизировавшим в Концерте Виотти каденцию, в которой он подражал ослу, собаке, петуху и другим животным. Иногда, начиная пьесу, он рвёт струну. Казалось бы, следует остановить, а он продолжает игру на трёх струнах. В чем он великолепен, так это в арпеджио, двойных нотах и пиццикато, которое извлекает левой рукой, не расстраивая скрипки. Затем он соединяет все приёмы игры, и это кружит головы…»
Реферат опубликован: 12/09/2008