Страница: 5/11
Важнейшей особенностью морских портов области является то, что они являются незамерзающими, в связи с чем могут принимать и обрабатывать различные суда в течении всего года. Кроме того, порты области в сравнении с другими российскими портами располагаются ближе к странам Западной Европы. К неблагоприятным обстоятиельтвам использования и развития морских портов области относится необходимость дальнейшего транзита обрабатываемых грузов через территорию других государств (Литвы и Белоруссии) с вытекающими из этого особенностями таможенного и транспортного оформления на железнодорожном и автомобильном транспорте. Указанные факторы снижают в определенной мере народнохозяйственную ценность портов Калининградской области.
Калининградский морской торговый порт (КМТР) – самый западный незамерзающий порт Российской Федерации на Балтийском море. Он расположен в устье реки Преголи при ее впадении в Калининградский залив. Проектная мощность перегрузочных комплексов – 8,2 млн. тонн грузов в год. Основным видом деятельности торгового порта являются погрузочно-разгрузочные работы. Максимальное количество грузов, которое перерабатывалось в морском порту, составляло 4,4 млн. тонн (1988 г.), а в 1995 году было переработано всего 1,85 млн. тонн. В 1996 году объемы грузов возросли и составили 2,32 млн. тонн.
Внешнеторговые связи по перевозке грузов из порта осуществляются более чем с двадцатью страницами Западной Европы и Америки. Перевозятся грузы – уголь, стройматериал, сахар, цветные материалы составляют 25-35%. В общем объеме перегружаемых грузов до 50% занимает зерно, 10-20% - древесина.
Морской рыбный порт образован в 1947 году на базе бывшей Лесной гавани. Он обслуживал рыбодобывающий флот. Порт специализируется на выгрузке, переработке рыбопродукции, имеет мощные холодильники, складские помещения для комплексного снабжения рыбопромыслового флота. Проектная мощность обработки грузов – 2,5 млн. тонн в год. Грузооборот с 1992 г. по 1996 г. вырос с 0,93 до 1,5 млн. тонн за счет привлечения к переработке ранее несвойственных грузов: нефтепродуктов, удобрений и продовольственных товаров.
Калининградский речной порт входит в западное речное пароходство и специализируется на перевалке насыпных грузов (строительные материалы, уголь, удобрения, зерно). Проектная мощность – 3 млн. тонн грузов в год. Пароходство перевозит грузы в 100 портов Прибалтийских государств и стран Северного моря, используя суда типа “река - море”.
Кроме морского и речного портов, важную роль в развитии комплекса играет железнодорожный транспорт. В состав Калининградской железной дороги входят 55 станций. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в объеме всех видов транспортных услуг, обслуживании потребностей хозяйственного комплекса области, внешнеэкономических связях области.
Общая протяжность железных дорог составляет 756 км, в том числе 100 км относятся к внутренним, обеспечивающим связь между предприятиями и основными железнодорожными линиями. По степени насыщенности железнодорожной сетью область занимает седьмое место в России. Калининградская железная дорога связывает и речные порты, целлюлозно-бумажные заводы и многие крупные промышленные предприятия области.
Железная дорога перевозит ежегодно 8-9 млн. тонн грузов различного назначения и 25-30 млн. человек (90% всех пассажиров).
Грузы, перевозимые железной дорогой, - это в основном уголь, нефтепродукты (50-60%), строительные материалы, лесные грузы, металл минеральные удобрения, продукты питания.
Сеть автомобильных дорог в области – одна из наиболее развитых в Российской Федерации. Протяжность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 4625 км. территориальных дорог и 243 км. дорог федерального назначения.
Плотность автомобильных дорог значительно выше, чем в среднем по России. Все автомобильные дороги общего пользования имеют твердое покрытие, а по России в среднем – 58%.
Подвижной состав не отвечает современным требованиям: средний возраст автомобилей – 8-10 лет, 40% грузовых автомобилей неисправны, 765 оборудованы карбюраторными двигателями. Очень мало современных грузовиков малой и сверхбольшой грузоподъемности.
Для разрешения основных проблем автомобильного транспорта создана ассоциация автотранспортных предприятий Калининградской области (ААПКО). Ассоциацией предпринимаются меры по усилению координации деятельности различных видов транспорта; укреплению технического состояния автомобилей.
Важную роль в регионе играет воздушный транспорт. Калининградское авиапредприятие обеспечивает авиационное сообщение Калининграда с другими городами России, стран СНГ, а также рядом европейских государств.
Реферат опубликован: 28/06/2006