Страница: 6/11
Область располагает широкой сетью аэродромов, способных принимать большинство типов самолетов и имеющих необходимое оборудование. Однако большинство из них находятся в ведении Минобороны. Единственным гражданским аэродромом является международный аэропорт Храброво.
Перспективы и основные направления развития транспортного комплекса области связаны с возможностью интеграции региональных, межрегиональных и межгосударственных связей и должны рассматриваться прежде всего через призму интересов России. Развитие транспортного комплекса позволит создать необходимые условия для выхода из кризисного состояния всей экономики в области.
3.3 Машиностроительный комплекс
Машиностроение и металлообработка являлись до начала 90-х годов ведущей промышленной отраслью Калининградской области.
Машиностроение представлено тремя основными отраслями: электротехническая промышленность, судостроение и машиностроение для легкой и пищевой промышленности.
В период с 1991 года по 1996 год произошел резкий спад объемов производства в машиностроении (таб. №3)
Значительное снижение объемов производства машиностроительной продукции обусловлено изменениями геополитического положения области, разрывом хозяйственных связей по поставкам сырья, комплектующих изделий и необходимого оборудования, а также ростом транспортных издержек.
Отличительными особенностями машиностроительного комплекса региона являются неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в целом. Из 42 работающих в бывшем СССР машиностроительных предприятий, 18 перешли к странам Балтии и СНГ.
Серьезные проблемы машиностроительного комплекса – эффективное использование основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%. Износ основных производственных фондов составляет 50-55%.
Не решены и многочисленные проблемы развития научно-технического прогресса, внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации, сокращения объема ремонтных работ.
В качестве основных путей развития комплекса могут стать: освоение и выпуск новых видов продукции, оборудования; повышение надежности и ее конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке; увеличение объемов производства товаров народного потребления; использование ресурсосберегающих технологий.
3.4 Топливно-энергетический комплекс
Топливно-энергетический комплекс, к сожалению, не получил должного развития и является одним из самых уязвимых мест в народном хозяйстве области. Регион не обладает необходимым собственным ресурсным потенциалом для обеспечения потребностей в топливе и энергии. Топливо в Калининградскую область полностью завозится извне, а добываемая на ее территории в небольших количествах нефть вывозится для переработки за пределы области.
В топливно-энергетическом балансе мазут и уголь занимают 80-85%, природный и сжиженный газ – 15-20%.
Промышленная добыча нефти ведется с 1975 г. Максимальный уровень добычи – 1,5 млн. тонн (1986 г.). В 1996 г. добыто 757 тыс. тонн. Прогнозные оценки ресурсов – 130 млн. тонн, в том числе на суше – 50 млн. тонн, на шельфе Балтийского моря – 80 млн. тонн.
Переработка нефти в области не ведется. Добываемая нефть в сыром виде вывозится за пределы области, часть на нефтеперерабатывающий завод в Литве, а часть экспортируется за рубеж.
Энергоисточники области: ГРЭС-2 (Светлый), три блокстанции в Калининграде, ТЭЦ в Гусеве. Станции работают на топочном мазуте и укомплектованы в основном оборудованием иностранного производства.
На долю целлюлозной бумажной промышленности, машиностроения, пищевой, приходится около 70% от уровня потребления электроэнергии в промышленности.
В целях дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса следует более активно наращивать собственные генерирующие мощности. Предстоит провести глубокие научные исследования по вовлечению в эксплуатацию топливно-энергетических ресурсов, имеющихся на территории региона, и проводить более жесткую политику снижения энергоемкости производств.
Другое дело, что в регионе уже имеются все условия для более рационального использования гидроресурсов. Потенциал рек Анграпа, Голубая, Корневка, Лава, Писса, Шешупе, может обеспечить ежегодную выработку электроэнергии для 290 млн. кВт/ч. Следовательно, рациональное использование гидроэнергетических ресурсов на территории региона зависит не только от поиска финансовых ресурсов, но и, конечно, от единого подхода к развитию топливно-энергетического комплекса и ослаблению энергетической зависимости хозяйствующих субъектов от сопредельных государств.
Реферат опубликован: 28/06/2006