Страница: 1/21
Чтобы заниматься рыбной ловлей на территории чужого рода, требовалось разрешение, которое нетрудно было получить.
Каждая семья ловила столько рыбы, сколько требовалось для пропитания. Законы лова строго соблюдались, а особенно был недопустим вылов рыбы в нерестовых речках.
По неписанному закону были распределены родовые угодья. Никто из другого рода на них не претендовал. По древнему обычаю мясо добытых диких животных делили между всеми односельчанами. Раньше было сильно развито чувство коллективизма, взаимопомощи.
Женщины кроме домашних дел занимались выделкой рыбьей кожи, оленьих, лосиных и нерпичьих шкур для пошива обуви и одежды, а также плетением циновок, корзин из корней и прутьев тальника, обработкой бересты для изготовления домашней утвари.
Мужчины, кроме охоты и рыбной ловли, занимались резьбой по дереву и кости, украшая предметы быта орнаментом. Из-за недостатка материалов - рыбьей кожи и ровдуги, - в настоящее время исчезают некоторые элементы в национальной одежде. Исчезла и технология приготовления некоторых рыбных блюд.
Департамент по рыболовству администрации Хабаровского края ограничил народам Севера вылов рыбы для личного потребления. Разрешено ловить до 50 кг на человека в год и только рыбу лососевых пород.
Ульчи - гостеприимный народ. Можно обидеть хозяев, не отведав их угощений. Испокон веку основным продуктом питания считается рыба и мясо диких копытных животных. В национальной кухне больше преобладает вареная, вяленая, жареная, печеная, сушеная рыба, а некоторые породы рыб едят и в сыром виде.
По древним представлениям ульчей небо, тайга и вода имеют своих духов. Этим духам охотники и рыбаки приносят жертвоприношения для удачного промысла. Во всех обрядах, связанных с культами неба, тайги и воды, шаманы не участвовали.
Одним из древнейших культов был культ близнецов. Их рождение считалось большим событием. Близнецы по их представлениям были священными людьми: один - таежный, другой - водяной.
Основой шаманских верований являлась вера в существование духов. У каждого шамана были свои духи - помощники и духи - защитники. Шаманы делились на две категории: "врачеватели" и касата-шаман (большой шаман, который кроме "лечения" больных, "переправлял" души умерших в загробный мир, хранил и оберегал от болезней душу ребенка).
В удивительных сказках, легендах и загадках ульчей рассказывается о хозяйственной деятельности, быте, о событиях давно минувших дней, о происхождении родов. К сожалению, все меньше и меньше остается сказителей в селе Булава , которое ульчи считают своим неофициальным центром, есть люди не только бережно хранящие свой фольклор , но и передающие его молодому поколению.
В 1956 году заслуженный работник культуры РФ Петр Леонтьевич Дечули, основал ульчский фольклорный песенно-танцевальный ансамбль "Гива", достойным преемником стала Надежда Даниловна Дуван. Ансамбль - участник районных, краевых, региональных фестивалей и праздников. С большим успехом "Гива" выступала во Франции, Германии, Италии, Швейцарии и в США.
В 1988 году был создан ульчский детский фольклорный ансамбль "Диро". Руководит ансамблем преподаватель Булавинской школы искусств Мадо Сопчовна Дечули. В июле 1995 г. творческий коллектив стал дипломантом международного фестиваля хореографического искусства "Ритмы планеты" (Хабаровск), а уже в сентябре - международного фестиваля "Дни мира на Тихом океане" (Владивосток).
В этом же селе живут талантливые мастера декоративно - прикладного искусства . Николай У с детства занимается резьбой по дереву и графикой. Его работы экспонировались в Москве, Италии, Японии, Америке и получили наивысшую оценку специалистов. Иван Павлович Росугбу - мастер резьбы по дереву и кости, единственный мастер в крае по изготовлению ульчских музыкальных инструментов и обрядовой атрибутики.
Много сил и здоровья отдал Дмитрий Иванович Ангин, собирая по крупицам материал для создания сельского музея. По его эскизам был построен культурно - этнический центр в с. Булава.
Реферат опубликован: 14/08/2007