Страница: 16/21
В комплексном занятии нивхов особое место занимает промысел рыбы; первостепенное хозяйственное значение имел промысел лососевых пород. Нивхские рыбаки в результате многовековой практики изучили водоемы своих районов и рыбные ресурсы этих вод, а также особенности миграции лососевых рыб. Как исконные рыболовы они достигли в этом известной степени совершенства. По течению рек, по метеорологическим условиям нивхи определяли, вдоль какого берега пойдет больше рыбы. И на основе своих предположений они строили в этих местах заездки и располагали рыболовецкие станы.
Важное место в хозяйстве нивхов занимал зверобойный промысел. Практически эта отрасль имела для нивхов такое же значение, как и рыболовство. Она давала жир и мясо, корм собакам, шкуру для одежды и обуви, кожу и так далее
Продукты охотничьего, морского зверобойного промысла были существенным подспорьем в хозяйстве.
Нивхи широко пользовались дарами природы - леса и моря. Растительные продукты: ягоды, орехи, травы, водоросли и моллюски, вносили существенное разнообразие в рацион питания.
Собаководство было древней отраслью нивхов. Собак использовали как транспорт на охоте. Собак приносили и в жертву. В результате многовековой практики нивхи выработали систему биологического отбора лучшей породы, систему дрессировки и свой тип упряжки.
Жили нивхи родами. Род являлся основной самоуправляющейся ячейкой. Высшим органом самоуправления нивхов являлся Совет старейшин.
Представляет особый интерес духовная жизнь нивхов. Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, нивхи в процессе длительного исторического развития сумели создать свое изобразительное искусство, представляющее довольно высокую художественную ценность. Нивхи были творцами оригинального духовного мира, различных жанров устного народного творчества, красочного орнаментального искусства, несомненных признаков культурного прогресса.
До середины XIX века нивхи оставались вне влияния какой-либо государственной власти. Поэтому все о чем что было написано выше, использовалось в прошлом. В результате колонизации нивхских земель Россией, варварской и уничтожающей политикой советского периода все, что было создано многовековыми деяниями нивхов, уничтожено. Сегодня Россия стала демократическим государством, но положение нивхов, как и других малочисленных народов Севера, не становится лучше, потому что Россия хоть и стала на путь демократии, но до сих пор не хочет признавать, что коренные народы в соответствии с международными правами имеют право на самоопределение, на землю. В силу этого права они свободно могут определять свои взаимоотношения с властью, свободно осуществлять свое экономическое, социальное, культурное и духовное развитие, а также свободно выбирать формы самоуправления в соответствии с их историческими традициями.
10. ОРОКИ
Численность – 190 человек. Язык – тунгусо-маньчжурская ветвь алтайской семьи языков. Расселение – Сахалинская область.
Ульта – народ на острове Сахалин. Самоназвание – уйльта, ульча, ольча (возможно, от ула – олень). Айны, их южные соседи, называют их ороко, орокхо, нивхи – оронгта, орнышку. Этнонимы нани, наннени – "местный человек" считались маньчжурскими; этноним ороки, как и орочи, орочоны – от оро (олень) указывал на главное занятие этих народов. Сейчас зовут себя ульта.
Возможно с середины XIX в и ранее, в языке существовал южный говор, отличный от северного, письменность отсутствует. В 1989г. орокский язык считали родным лишь 44,7%.
По данным археологии, лингвистики, этнографии, ороки — наследники общего с приамурскими этносами древнего субстрата (от лат. sudstratum – основа), вобравшего в себя разные по происхождению элементы.
К середине XIX в., а возможно, и много ранее, сформировались две территориальные группы: одна из них, северная, заселяла срединную часть северного Сахалина, а другая, южная, включала 12 селений ороков, находившихся в южной части острова среди айнов, от залива Терпения до залива Анива. На острове Хоккайдо также проживает очень небольшая группа южных ороков.
Реферат опубликован: 14/08/2007