Страница: 4/11
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА
Государственное устройство. Главой государства номинально является британский монарх, которого представляет генерал-губернатор, назначаемый по рекомендации новозеландского правительства; с 1960-х годов этот пост занимают граждане Новой Зеландии. Обычно генерал-губернатор принимает решения на основе рекомендаций кабинета министров; основанием для нарушения этого правила могут быть лишь чрезвычайные обстоятельства. С 1996 генерал-губернатором Новой Зеландии является сэр Майкл Харди Бойс, бывший судья Верховного суда. Кабинет министров численностью ок. 20 человек, во главе которого стоит премьер-министр, определяет политику страны и осуществляет исполнительную власть; в своей деятельности он подотчетен палате представителей (парламенту). Высшим органом исполнительной власти является Исполнительный совет, в состав которого входят генерал-губернатор и кабинет. Высший орган законодательной власти – Генеральная ассамблея, включающая всех членов палаты представителей и генерал-губернатора. Члены кабинета министров должны быть также депутатами парламента (палаты представителей). Численность последней составляет 120 человек, которые избираются в ходе общих выборов раз в 3 года; в случае необходимости выборы могут проводиться чаще. В случае, если правительством был поставлен вопрос о доверии и результаты голосования в парламенте оказываются неблагоприятными («отказ в доверии»), премьер-министр может рекомендовать генерал-губернатору распустить палату представителей и назначить новые выборы. Он может также сам подать в отставку с тем, чтобы было сформировано новое правительство, пользующееся доверием парламента. В выборах имеют право участвовать граждане не моложе 18 лет, проживающие в Новой Зеландии не менее 12 месяцев. Участие в выборах является добровольным, однако регистрация избирателей проводится в обязательном порядке. Граждане маорийского происхождения могут зарегистрироваться либо в одном из общих избирательных округов, либо в особом избирательном округе для маори. Право баллотироваться в парламент имеет любой гражданин страны, достигший 18 лет. Женщины получили право голоса в 1893, а с 1919 имеют также право быть избранными. В 1936 государственным служащим было разрешено выставлять свою кандидатуру в парламент, однако в случае избрания они обязаны оставить прежнюю работу.
Итогом двух референдумов, состоявшихся в 1992 и 1993, явилось изменение существовавшей мажоритарной избирательной системы в сторону увеличения роли пропорционального представительства; принятая в результате референдумов смешанная система близка к существующей в Германии. Впервые эта смешанная система была применена на выборах 1996. 65 членов парламента избираются в соответствии с мажоритарной системой по одномандатным округам. В настоящее время существует 16 таких округов на Южном острове, 44 – на Северном и еще 5 депутатов избираются от коренного населения – маори. Однако наряду с голосованием за одного кандидата, выдвинутого от данного округа, избиратели голосуют также за определенную политическую партию, которая представляет список своих кандидатов (голосование по партийным спискам). Каждая партия при этом получает количество мест в парламенте, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. К выборам каждая партия публикует список своих кандидатов в порядке предпочтения; количество мест, предоставленных данной партии в парламенте, должно соответствовать количеству полученных ею голосов в масштабах всей страны.
В 1962 генерал-губернатор по рекомендации палаты представителей впервые назначил парламентского уполномоченного (комиссара) – омбудсмена. В 1975 была введена должность главного омбудсмена. В обязанности омбудсмена входит разбор жалоб граждан на действия центрального правительства или местных властей, а также на действия официальных лиц в государственных учреждениях здравоохранения и народного образования.
Местное самоуправление. До 1876 Новая Зеландия была федерацией, включавшей 9 провинций – Окленд, Хокс-Бей, Таранаки и Веллингтон на Северном острове и Марлборо, Нельсон, Уэстленд, Кентербери и Отаго – на Южном. Эти исторически сложившиеся провинции сохранились и сейчас, однако в 1876 функции местного управления были переданы руководству графств и округов; кроме того, целый ряд административных вопросов находился в ведении таких местных властей, как больничные советы, управления портов и даже управления по борьбе с кроликами. В 1989 была проведена коренная реорганизация органов местного самоуправления, в результате которой было уменьшено количество административно-территориальных единиц, а функции местного самоуправления возложены на 74 совета городских и сельских округов и 12 региональных советов. (Для статистических целей страна разделена на 13 районов.) Члены совета избираются жителями раз в три года. Компетенция органов местного самоуправления определена Актом о местном самоуправлении 1974, Актом о здравоохранении 1956 и рядом постановлений; в частности, в обязанности окружных советов входит организация вывоза бытовых отходов, водоснабжение, канализация, а также содержание парков и заповедников. В отличие от них функции региональных советов более жестко регулируются законодательными органами; на них возлагается в основном охрана окружающей среды, планирование развития транспортной системы и организация гражданской обороны.
Реферат опубликован: 18/02/2007