Страница: 8/11
Рыболовство. Прибрежные воды Новой Зеландии богаты многими коммерчески ценными видами рыбы и съедобных моллюсков. С середины 1970-х годов значительно вырос объем экспорта морепродуктов. Введение в 1978 200-мильной особой экономической зоны сделало Новую Зеландию обладательницей одной из самых крупных акваторий в мире.
Лесное хозяйство. Леса из местных пород, играющие большую роль в ландшафтах Новой Зеландии, занимают 6,4 млн. га и сохранились в основном на западных склонах Южных Альп (остров Южный). Основу лесного хозяйства составляют 1,5 млн. га искусственных насаждений, преимущественно состоящих из быстро растущей калифорнийской сосны Pinus radiata; они дают основную массу сырья для целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Объем экспорта лесопродуктов в 1996–1997 оценивался в 2,4 млрд. новозеландских долл. Лесопосадки были начаты по инициативе правительства еще до Второй мировой войны и активно велись в 1970–1980-е годы. В 1990-х годах значительная часть лесов, находившихся в собственности государства, была приватизирована.
Минеральные ресурсы. Запасы полезных ископаемых в Новой Зеландии относительно невелики. В 1852 было открыто золото, сначала на п-ове Коромандел, а затем на острове Южный; добыча золота была основным источником валютных поступлений в течение второй половины 19 в. Позднее эта отрасль пришла в упадок, однако в 1980-х годах возобновилась интенсивная разработка как россыпных, так и коренных месторождений золота. Каменный уголь встречается довольно часто, однако 90% промышленных запасов (преимущественно лигнита) сосредоточены на острове Южный. В 1996 3,6 млн. т суббитуминозных углей было добыто в карьерах Северного острова. Значительное количество угля вывозится на экспорт, главным образом в Японию. Из других нерудных полезных ископаемых в большом количестве добываются строительные материалы – песок, бутовый камень, гравий и галька, а также глина, известняк, доломит. В 1970 вблизи Окленда был построен металлургический завод, где выплавляется высококачественная сталь из железистых песков по способу, разработанному новозеландскими специалистами. Продолжается разработка титаномагнетитовых черных песков, залегающих вдоль западных побережий обоих островов; они используются при выплавке стали, а также идут на экспорт. На острове Северный, в Капуни и в районе Нью-Плимута обнаружены относительно небольшие запасы нефти и природного газа. Более обширное газовое месторождение в море, открытое в 1969 к юго-западу от Нью-Плимута, осваивается с начала 1980-х годов.
Энергетика. Новая Зеландия располагает в достаточном количестве всеми источниками энергии, кроме нефти. В 1996 за счет внутренних ресурсов потребности страны в первичных источниках энергии удовлетворялись на 89%, а в нефти – на 44%. 32% произведенной энергии дает нефть, 29% – природный газ, 13% – гидроэлектростанции; на долю остальных источников (ветер, биогаз и пр.) приходится 5%. В 1996 добыча нефти и конденсата в Новой Зеландии была эквивалентна 91×1015 Дж., а природного газа – 180×1015 Дж. Значительный вклад в энергетику вносят геотермальные источники; построенная в 1958 электростанция в Уаиракеи (остров Северный) является одной из крупнейших в мире, использующих подземное тепло. Весьма велик гидроэнергетический потенциал Новой Зеландии, особенно острова Южный, обладающего гористым рельефом. Крупный гидроэнергетический комплекс расположен на р. Уаитаки, откуда электроэнергия передается в города острова Северный по высоковольтной линии и подводному кабелю.
Обрабатывающая промышленность. Главной отраслью остается пищевая, в основном мясомолочная промышленность. Большое значение имеют также деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная отрасли и производство изделий из металла и пластмасс. Большая часть промышленного производства сосредоточена на острове Северный, где главным индустриальным центром является Окленд. На острове Южный промышленные предприятия размещены преимущественно в районе Крайстчерча.
Транспорт. Автомобильные дороги. В стране функционирует 74 автомобильных дороги, включая магистральные шоссе, общей протяженностью ок. 10,5 тыс. км; эти дороги находятся в ведении центрального правительства или провинций. Кроме того, имеется ок. 15 тыс. км городских магистралей и 66 тыс. км сельских дорог. Таким образом, дорожная сеть Новой Зеландии имеет протяженность более 92 тыс. км и включает более 15,8 тыс. мостов. Строительством и эксплуатацией дорог общенационального значения ведает государственная организация «Транзит Нью-Зиланд»; остальные дороги находятся в ведении местных властей.
Реферат опубликован: 18/02/2007