Страница: 9/11
Железные дороги. В 1993 принадлежавшая государству корпорация «Нью-Зиланд рейл» была продана международному консорциуму, в состав которого входят как новозеландские, так и иностранные компании. Комплекс транспортных операций осуществляет компания «Транс рейл», занимающаяся перевозками, доставкой и хранением грузов, техническим обслуживанием дорог и подвижного состава, а также пассажирскими перевозками. В ее ведении находится также система междугородного автобусного сообщения, причем объем автобусных пассажирских перевозок превосходит железнодорожный. Эта же компания осуществляет эксплуатацию четырех паромов, которые перевозят железнодорожные составы, автомобили и пассажиров через пролив Кука, курсируя между Веллингтоном и Пиктоном.
Водный транспорт. Специфика географического положения страны обусловливает ведущую роль морского транспорта во внешней торговле, хотя собственный океанский флот Новой Зеландии невелик и большая часть перевозок осуществляется судами иностранных компаний. Крупнейшим портом Новой Зеландии остается Окленд, хотя большая (по объему) часть экспорта, в основном лесоматериалы и молочные продукты, проходит через порт Тауранга. Важными портами являются также Веллингтон, Фангареи (сюда доставляется вся импортируемая нефть), Нью-Плимут, Нейпир, Данидин и Литтелтон. Сообщение между островами Северный и Южный происходит через порты Веллингтон и Пиктон, соединенные паромной переправой. Между Сиднеем (Австралия) и новозеландскими портами Веллингтон и Окленд налажены регулярные грузопассажирские пароходные перевозки. Кроме того, в Окленд (реже в Веллингтон) заходят трансокеанские суда, курсирующие между Сиднеем и тихоокеанскими портами Северной Америки.
Воздушный транспорт. Новая Зеландия имеет одну из самых густых в мире сетей внутренних авиалиний, которые обслуживаются государственными и частными авиакомпаниями. «Эйр Нью-Зиланд» и иностранные авиакомпании соединяют страну с Австралией и обеспечивают связь с южной частью Тихого океана, Восточной Азией, Великобританией и западным побережьем США. Главные международные аэропорты находятся в Окленде, Крайстчерче и Веллингтоне. Около десятка других аэропортов обслуживают внутренние перевозки.
Финансы и банковское дело. Новая Зеландия ввела десятичную монетную систему в 1967, когда новозеландский фунт был заменен новозеландским долларом. Новозеландский доллар равен 100 центам. В обращении находятся монеты достоинством в 5, 10, 20 и 50 центов; 1 и 2 доллара; банкноты в 5, 10, 20, 50 и 100 долл. Все деньги выпускаются государственным Резервным банком Новой Зеландии.
Внешняя торговля. Экономика Новой Зеландии в сильной степени зависит от внешней торговли и следовательно, от превратностей международной экономики. В 1996–1997 Новая Зеландия получила от экспорта ок. 21 млрд. новозеландских долл. и потратила на импорт ок. 21,3 млрд. новозеландских долл. Около 17% экспортной выручки поступало от продажи молочных продуктов, 13% – мяса, 11% –лесоматериалов и продукции деревообрабатывающей промышленности, 11% – других лесопродуктов и 5% – шерсти. С 1973, когда традиционный главный торговый партнер страны, Великобритания, присоединилась к Европейскому экономическому сообществу, Новая Зеландия расширила рынки сбыта. Значительно увеличились объемы торговли с азиатскими странами, особенно с Японией. В декабре 1982 было подписано «соглашение о более тесном экономическом сотрудничестве» (CER) с Австралией, а в 1990 были сняты все ограничения в торговле между этими странами. В 1996–1997 главным торговым партнером Новой Зеландии была Австралия, на которую приходилось ок. 24% новозеландского импорта и 20% экспорта. К числу основных партнеров относились также Япония (15% экспорта и 13% импорта), США (10% экспорта и 17% импорта) и Великобритания (6,5% экспорта и 5,3% импорта).
Государственный бюджет. В 1996–1997 государственные доходы составили ок. 40 млрд. новозеландских долл., а расходы – примерно 37,4 млрд. новозеландских долл. Поступления за счет прямых налогов достигали примерно 24 млрд. новозеландских долл., а за счет косвенного налогообложения – 13 млрд. новозеландских долл. Основными статьями расходов в 1996–1997 были социальные выплаты (12,6 млрд. новозеландских долл.), здравоохранение (5,6 млрд. новозеландских долл.), народное образование (5,3 млрд. новозеландских долл.) и обслуживание государственного долга (3 млрд. новозеландских долл.). В 1996 правительство Новой Зеландии сумело, с помощью продажи части государственной собственности и выгодных вложений прибыли, полностью погасить внешний долг.
Реферат опубликован: 18/02/2007