Особенности Японской модели экономики

Страница: 1/11

ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПОНИМАТЬ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ?

Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преиму­ществ определенных территорий привели к созданию во многих стра­нах особых экономических зон. В различных вариантах они сущест­вуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мекси­ке, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств.

В мире было создано около 600 зон, в основном во второй по­ловине XX века, хотя первая зона классического типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в на­чале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26), Испании (22), Италии (II), во Франции (10), в Финляндии (7), ФРГ (6).

Известно, что до революции в Одессе, Батуме существовали "порты франко" — свободные таможенные зоны. При всем разнооб­разии в основном созданные зоны можно свести к нескольким ос­новным типам: таможенной, зоне экспортного производства и ком­плексной (наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на острове Окинава). В КНР и в некоторых других странах были созданы технологические зоны. Мировой опыт свидетельство­вал о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли следующие:

связь с международными рынками (транспортные и телеком­муникационные возможности);

степень развития инфраструктуры, в том числе деловой инфра­структуры (банковское и страховое обслуживание, экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);

Раздел 1. Теория и практика правового регулирования

определенный уровень развития промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные отношения, использовать квалифицированный персонал;

обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;

обеспеченность кадрами специалистов в области практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества с зарубежными странами'.

Главным все же остается выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных про­странствах. У нас же пошли по другому пути. В России было декла­рировано создание большого числа зон, часть из которых охватывала целые края и области, значительные по своим территориям (Алтай­ский край, Читинская область, Кемеровская область и др.) (2) Исход­ным при создании этих зон было благое пожелание улучшить поло­жение и решить другие задачи, главным образом, за счет предостав­ления льгот по сохранению в местном бюджете налоговых отчисле­ний, а это оказалось нереальным.

В гораздо большей степени мировому опыту соответствует практика других государств СНГ.

Сказанное не означает, что в России нет зон со всех точек зре­ния, отвечающих приведенным выше критериям. Ярким примером удачного выбора представляется нам зона "Янтарь", расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положе­ние этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженный Польшей и Литвой. Транспортные возможнос­ти: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конеч­ный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской ко­леей, и автомагистрали Калининград—Берлин, планы полного вос­становления которой уже подготовлены. Сам Калининград (бывший Кенигсберг) — город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.

Реферат опубликован: 4/12/2007