Страница: 1/11
ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПОНИМАТЬ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ?
Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуществ определенных территорий привели к созданию во многих странах особых экономических зон. В различных вариантах они существуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Мексике, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств.
В мире было создано около 600 зон, в основном во второй половине XX века, хотя первая зона классического типа — таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в начале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26), Испании (22), Италии (II), во Франции (10), в Финляндии (7), ФРГ (6).
Известно, что до революции в Одессе, Батуме существовали "порты франко" — свободные таможенные зоны. При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства и комплексной (наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на острове Окинава). В КНР и в некоторых других странах были созданы технологические зоны. Мировой опыт свидетельствовал о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли следующие:
связь с международными рынками (транспортные и телекоммуникационные возможности);
степень развития инфраструктуры, в том числе деловой инфраструктуры (банковское и страховое обслуживание, экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);
Раздел 1. Теория и практика правового регулирования
определенный уровень развития промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные отношения, использовать квалифицированный персонал;
обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;
обеспеченность кадрами специалистов в области практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества с зарубежными странами'.
Главным все же остается выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных пространствах. У нас же пошли по другому пути. В России было декларировано создание большого числа зон, часть из которых охватывала целые края и области, значительные по своим территориям (Алтайский край, Читинская область, Кемеровская область и др.) (2) Исходным при создании этих зон было благое пожелание улучшить положение и решить другие задачи, главным образом, за счет предоставления льгот по сохранению в местном бюджете налоговых отчислений, а это оказалось нереальным.
В гораздо большей степени мировому опыту соответствует практика других государств СНГ.
Сказанное не означает, что в России нет зон со всех точек зрения, отвечающих приведенным выше критериям. Ярким примером удачного выбора представляется нам зона "Янтарь", расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положение этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженный Польшей и Литвой. Транспортные возможности: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской колеей, и автомагистрали Калининград—Берлин, планы полного восстановления которой уже подготовлены. Сам Калининград (бывший Кенигсберг) — город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.
Реферат опубликован: 4/12/2007