Страница: 2/11
Другой удачный пример выбора — порт Находка на Дальнем Востоке, составивший вместе с прилегающим к нему районом единую экономическую зону.
Перспективными представляются другие зоны на Дальнем Востоке — зона на Сахалине и особая экономическая зона "Курилы". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Курильских островов" предприятиям и организациям этого района предоставляются широкие дополнительные льготы в сфере экономической деятельности. Но в общем в России при созданий свободных зон пошли по особому пути, к тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства, что отражено в ряде актов.
Более привычным и соответствующим международной практике представляется термин "свободная экономическая зона", которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении.
Итак, свободная экономическая зона — это территория, на которой устанавливаются особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан.
К свободным экономическим зонам следует относить и зоны экспортного производства, и свободные таможенные зоны.
Президент Российской Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О создании зоны свободной торговли "Шереметьево" и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт "Терминал" поддержал предложение правительства Москвы по созданию в Москве свободной таможенной зоны "Московский Франко-Порт" на территории, прилегающей к аэропорту "Внуково", и свободной таможенной зоны "франко-Порт "Терминал" на территории Западного речного порта(3).
Правительство Москвы 10 мая 1994 г. приняло постановление о поэтапном создании свободной таможенной зоны "Франко-Порт "Терминал".
Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1994 г. было предусмотрено создание свободной таможенной зоны "Аэропорт Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской области.
И с экономической, и с юридической точек зрения следует отличать региональные проекты привлечения зарубежных инвесторов в Россию от планов создания свободных экономических зон(4).
Общим является стремление привлечь иностранные инвестиции. Однако в зонах реализации этой цели должен действовать комплекс таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и внешнеэкономических стимулов для предприятий при условии создания такой административной структуры, которая в максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление хозяйственной деятельности и создание предприятий.
В Законе Киргизии "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан" от 16 декабря 1992 г. предусматривается, что свободные экономические зоны включают в себя свободные таможенные зоны, зоны экспортного производства и зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 1). Причем свободные таможенные зоны и зоны экспортного производства в качестве субзон могут входить в зоны привлечения иностранных инвестиций (ст. 4).
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как осуществляется правовое регулирование в части, касающейся создания зон и определения особых условий для инвестирования иностранных капиталовложений в таких зонах? Во многие законодательные акты об иностранных инвестициях были включены специальные положения об иностранных инвестициях в свободных экономических зонах (ст.ст. 41, 42 Закона об иностранных инвестициях России, ст. 48 Закона Украины, ст.ст. 38, 39 Закона Таджикистана, ст. 23 Закона Эстонии).
Реферат опубликован: 4/12/2007