Особенности Японской модели экономики

Страница: 4/11

Ряд общих вопросов принципиального характера, касающихся всех СЭЗ, был определен Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию свободных эко­номических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". Этим же Указом была предусмотрена подготовка Закона "О свободных экономических зонах в Российской Федерации".

СТАТУС СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели созда­ния остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государст­ва, на территории которого создается зона, и осуществление его су-веренных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ — хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.

Но дело в том, что, когда в экономической литературе приме­нительно к зонам говорится об анклавах, данный термин имеет не тот смысл, в котором он употребляется в государственно-правовой и международно-правовой литературе, где под анклавом понимается территория одного государственно-правового образования, окружен­ная территорией другого государства. Здесь речь идет именно об осо­бой, чисто экономической зоне, продолжающей оставаться в преде­лах государства.

Практика создания зон в Российской Федерации свидетельст­вует, что путем принятия положения по каждой зоне можно опреде­лить ее территориальные пределы. Так, согласно п. 3 Положения о СЭЗ "Янтарь", эта зона "располагается в административных грани­цах Калининградской области с прилегающими к ней районами кон­тинентального шельфа и экономической зоны СССР (кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны)". Напомним читателю, что Положение было принято до распада СССР, после которого речь должна идти о шельфе и экономической зоне в Балтийском море Российской Федерации.

Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо тер­риториальных изменений, передвижения границ как в пределах како­го-либо государства, так и вне его.

Могут быть, конечно, особые случаи. В международной прак­тике наиболее известным из них было установление особого между­народно-правового статуса Вольного города Данцига (ныне Гданьск). По Версальскому миру территория Данцига не входила ни в состав Германии, ни в состав Польши, гарантом был Верховный комиссар Лиги Наций.

Представляют интерес различные проекты создания совмест­ных СЭЗ, создаваемых двумя или несколькими приграничными стра­нами. К числу таких зон могут быть отнесены российско-китайские экономические зоны в районе Благовещенск-Хэйхе, различные зоны в Причерноморье.

В Республике Крым прорабатывается проект создания в Керчи свободной экономической зоны, а также возможность создания такой зоны во всей Республике, которая будет тесно связана не толь­ко е Украиной, но и с Россией. Так, планировалось свободное обра­щение в зоне российской валюты. Парламент Республики Крым провозгласил создание в этой зоне общего открытого режима. Это под­тверждено Указом Президента Украины от 23 июня 1993 г.

Иногда возникают другие проблемы. Так, привнесение полити­ческих аспектов может затруднить и во всяком случае замедлить раз­витие зоны "Янтарь", если рассматривать ее как "Еврорегион Ке­нигсберг".

Есть проблемы и в связи с необходимостью обеспечить дея­тельность свободной зоны "Янтарь". Как известно, территория вхо­дящей в состав России Калининградской области, на которой распо­лагается зона, не имеет общей границы с другими областями Россий­ской Федерации. Более того, на пути потока людей и товаров из зоны в Россию и обратно установлены две границы. Между прави­тельствами России и Литвы 29 июля 1991 г. заключено соглашение о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области. Приведем важнейшие положения этого соглашения, которые имеют значение для деятельности свободной экономической зоны.

Реферат опубликован: 4/12/2007