Страница: 15/17
Одна из особенностей экспорта иностранного государственно-монополистического капитала в Африку – широкое использование многонациональных консорциумов для реализации крупных проектов. Так, для освоения уранового месторождения в Нигере (район Акута) создана "Компани миньерд' Акута" ("КОМИНАК"), с участием комиссариата по атомной энергии Франции (34% капитала), японской "Оверсис урейниум рисёрчис дивелопмент" (25%) и другие монополистические группы.
В начале 80-х годов типичной формой деятельности иностранного капитала в Африке становится смешанное предпринимательство.
Несмотря на то, что значительная часть нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности в странах Африки была национализирована, прибыли западных монополий не уменьшились. В 80-е годы прибыли нефтяных ТНК оказались значительно выше, чем во времена их полного контроля над добычей нефти в Африке, т.к. ТНК пытаются обеспечить себе прочные позиции в сфере конечной переработки, транспортировки и сбыта продукции, используя свое монопольное положение потребителей сырья на мировом рынке, кадровые и финансовые и технологические затруднения африканских государств. Африканские страны установили контроль лишь над добычей и первичной переработкой сырья.
Растущая экспансия иностранного капитала в страны Африки увеличивает отток финансовых ресурсов, лишая африканские государства существенной части создаваемого национального дохода. [20]
В действительности новые инвестиции иностранного капитала вносят очень мало положительных моментов в экономическую жизнь африканских стран. Подготовка нескольких сот рабочих, строительство электростанции, снабжающей электроэнергией не только иностранное предприятие, но и близлежащий город, ограниченное улучшение коммуникационной инфраструктуры – все это, вместе взятое, не решает ни одной из стран; в то же время создается зависимое положение экономики от одной или нескольких иностранных компаний.
Единственной серьезной выгодой, какую получают африканские страны от иностранных инвестиций является рост национального богатства. Построенные шахты, нефтяные скважины, НПЗ и вывезены за границу. Не исключена возможность постепенного установления государственного контроля над этими предприятиями. [15]
Чтобы избежать последствий деятельности ТНК, идущей вразрез с национальными интересами стран пребывания, многие развивающиеся государства ограничивают и постепенно вытесняют иностранный капитал из обрабатывающих отраслей за счет расширения госсектора, во многих случаях первоначально на основе создания смешанных предприятий. Цель этого – привлечь иностранных инвесторов на приемлемых условиях и получить постоянный и долгосрочный доступ к новой технологии. Вступая в соглашения о создании смешанных предприятий, государство стремится сохранить в своих руках основные рычаги управления, что удается далеко не всегда. Однако в принципе такого рода соглашения, как отмечают авторы исследования "мировая промышленность после 1960 года: достижения и перспективы", позволяют государству контролировать инвестиции в производства, вести обучение местного технического персонала навыками использования технологии и участвовать в прибылях. [32]
Многие государства Африки активно борются за установление эффективного контроля над своими национальными минеральными ресурсами, за расширение участия в процессе их освоения, тем не менее транснациональные сырьевые монополии все еще продолжают оказывать сильное влияние на характер их горнодобывающей промышленности, на пути ее развития. Причина заключается в сохраняющейся экономической, финансовой, технологической и кадровой зависимости африканских стран от развитых государств и их монополий. [1]
Борьба стран Африки за новой тип экономических взаимоотношений, лишенных черт неоколониализма, в нынешних условиях осложнена. Вновь образованные государства максимально заинтересованы в привлечении иностранных капиталов; они рассчитывают с их помощью ускорить процесс экономического развития. Инвестиции должны пролагать путь росту индустрии, развитию сельского хозяйства (в частности, ирригации), созданию энергетической базы т.п. Осуществление таких мероприятий не всегда выгодно иностранному капиталу как с экономической, так и с политической точки зрения. Поэтому фактически страны Африки располагают ограниченными возможностями в области планирования и осуществления новых капиталовложений. [15]
Реферат опубликован: 6/09/2007