Страница: 7/11
между поступлениями заявок и времени обслуживания, дисциплиной
обслуживания FIFO.
Для моделирования ЛВС наиболее часто используются следующие
типы СМО:
1) одноканальные СМО с ожиданием - представляют собой один
обслуживающий прибор с бесконечной очередью. Данная СМО является
наиболее распространенной при моделировании. С той или иной долей
приближения с ее помощью можно моделировать практически любой
узел ЛВС;
2) одноканальные СМО с потерями - представляют собой один
обслуживающий прибор с конечным числом мест в очереди. Если число
заявок превышает число мест в очереди, то лишние заявки теряются.
Этот тип СМО может быть использован при моделировании каналов пе-
редачи в ЛВС;
3) многоканальные СМО с ожиданием - представляют собой нес-
колько параллельно работающих обслуживающих приборов с общей бес-
конечной очередью. Данный тип СМО часто используется при модели-
ровании групп абонентских терминалов ЛВС, работающих в диалоговом
режиме;
4) многоканальные СМО с потерями - представляют собой нес-
колько параллельно работающих обслуживающих приборов с общей оче-
редью, число мест в которой ограничено. Эти СМО, как и однока-
нальные с потерями, часто используются для моделирования каналов
связи в ЛВС;
5) одноканальные СМО с групповым поступлением заявок -
представляют собой один обслуживающий прибор с бесконечной оче-
редью. Перед обслуживанием заявки группируются в пакеты по опре-
деленному правилу;
6) одноканальные СМО с групповым обслуживанием заявок предс-
тавляют собой один обслуживающий прибор с бесконечной очередью.
Заявки обслуживаются пакетами, составляемыми по определенному
правилу. Последние два типа СМО могут использоваться для модели-
рования таких узлов ЛВС, как центры (узлы) коммутации.
В таблице 2 приведены условные обозначения и схемы данных
систем массового обслуживания.
Локальная вычислительная сеть в целом может быть представле-
на в виде сети массового обслуживания. Различают открытые, замк-
нутые и смешанные сети.
1Открытой0 называется сеть массового обслуживания, состоящая
из М узлов, причем хотя бы в один из узлов сети поступает извне
входящий поток заявок, и имеется сток заявок из сети. Для откры-
тых сетей характерно то, что интенсивность поступления заявок в
сеть не зависит от состояния сети, т.е. от числа заявок, уже пос-
тупивших в сеть. Открытые сети используются для моделирования
ЛВС, работающих в неоперативном режиме. Пример такой модели дан
- 13 -
на рис. 1. Здесь системы S1 и S2 моделируют работу узлов коммута-
ции, системы S3 и S4 - работу серверов и системы S5 и S6 - работу
межузловых каналов. В сети циркулируют два потока заявок. Каждая
заявка поступает на вход соответствующего узла коммутации, где
определяется место ее обработки. Затем заявка передается на
"свой" сервер или по каналу связи - на "соседний" сервер, где об-
рабатывается, после чего возвращается к источнику и покидает
сеть.
1Замкнутой0 называется сеть массового обслуживания с множест-
вом узлов М без источника и стока, в которой циркулирует постоян-
ное число заявок. Замкнутые СеМО используются для моделирования
таких ЛВС, источниками информации для которых служат абонентские
терминалы, работающие в диалоговом режиме. В этом случае каждая
группа абонентских терминалов предтавляется в виде многоканальной
системы массового обслуживания с ожиданием и включается в состав
устройств сети.
Различают простой и сложный режимы работы диалоговых абонен-
тов. В простом режиме абоненты не производят никаких действий,
кроме посылки заданий в ЛВС и обдумывания полученного ответа.
Пример такой модели дан на рис. 2. Здесь системы S01 и S02 моде-
лируют работу групп абонентских терминалов 1 и 2, системы S7 и S8
моделируют работу каналов связи с абонентами, системы S1 и S2 -
работу узлов коммутации (моста), системы S3 и S4 - работу серве-
ров и системы S5 и S6 - работу каналов межузловой связи. Абоненты
с терминалов посылают запросы, которые по каналам связи поступают
на узлы коммутации, а оттуда - на обработку на "свой" или ""со-
седний" сервер. Дальнейшая обработка осуществляется так же, как в
сети на рис. 1.
При сложном режиме диалога работа абонентов представляется в
виде совокупности операций некоего процесса, называемого 1техноло-
1гическим процессом0. Каждая операция технологического процесса мо-
делируется соответствующей СМО. Часть операций предусматривает
Реферат опубликован: 16/10/2007