Страница: 7/10
Основные перевозки осуществляются тремя видами транс- порта: железнодорожным, морским и речным. На их долю прихо- дится свыше 90% грузооборота. Большое развитие получил тру- бопроводный транспорт. В Ухтинском нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтепере- рабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения пос- тупает на переработку на Московский НПЗ. Два магистральных газопровода (Белоусово - Санкт-Петербург, Ухта - Вологда - Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу газа Санкт-Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. С вводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ух- та -Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышлен- ным центрам, а также стала возможным часть сибирского газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший название "Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - На- дым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.
Перевозки грузов морским транспортом внутри района относительно невелики. Однако велика роль морского транспор- та в осуществлении внешнеторговых связей как самого района (вывоз лесоматериалов, апатитов, железной руды), так и дру- гих районов страны.
Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт. Грузооборот Северного, Беломорс- ко-Онежского и Печорского пароходств составляет около 20 млрд.т*км. Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно уве- личились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути.
Северный район слабо обеспечен благоустроенными ав- томобильными дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они играют большую роль в обслужива- нии внутрирайонных сообщений. Большое значение имеют автома- гистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда - Архангельск, Вологда - Новая Ладога.
Основу транспортной сети района составляют железные дороги, обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В выво- зе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад ев- ропейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и хлебные грузы (из южных зерновых баз стра- ны).
Архангельская область и республика Коми слабо обес- печены железными дорогами. Многие районы здесь не имеют же- лезнодорожных путей и обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными пе- ревалочными пунктами являются Котлас, Архангельск, Сыктыв- кар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.
Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромыш- ленным освоением района.Древесина к железнодорожным магист- ралям поступает из более удаленных лесоэксплуатационных ра- йонов по рекам и лесовозным железнодорожным и автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Пог- рузка древесины осуществляется на станциях Бакарица, Вычег- да, Архангельск, Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные ра- йоны страны.
Для печорского направления характерен большой гру- зопоток воркутинского каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10 млн.т в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры страны. Значительный объем перевозок связан с разво- зом нефтепродуктов Ухтинского района.
Реферат опубликован: 19/11/2008