Страница: 9/10
Район тяготения дороги богат природными ресурсами.
Основное богатство - это лес. Наряду со старыми пунктами ле- созаготовок, расположенными вдоль линии Архангельск - Волог- да, возникли новые пункты вдоль Печорской линии. Крупнейший центр лесопереработки - Архангельск. Большое лесопильное производство сосредоточено в Котласе, на станциях Бакарица, Пермилово, Шалакуша, Сыктывкар. При станциях Архангельск и Онега работают лесохимические заводы. Крупные предприятия по переработке древесины находятся в Котласе и Сыктывкаре. На Крайнем Севере в предгорьях Северного Урала простирается Пе- чорский угольный бассейн. Центры добычи угля: Воркута, Инта, Хальмер-Ю. Добыча угля в районе Северной дороги состовляет 3,7% общероссийской. По линиям Воркута - Чум, Чум - Лабыт- нанги, пересекающим Северный Урал, печорские угли имеют вы- ход на Нижнюю Обь а районе Салехарда. В пунктах Вой-Вож, Ярега, Ижма добывается ухтинская нефть, которая перерабаты- вается в Ухте и Ярославле. Верхне-Ижимский район имеет при- родный горючий газ, который направляется в Ярославль - Кири- ши. Разрабатываются месторождения известняка и гипса. Нали- чие морей, крупных рек и озер предопределило развитие про- мысла морского зверя (главным образом тюленей) и рыбного, являющегося старинной специализацией района.
Череповецкий металлургический завод обеспечивает район тяготения дороги черным металлом. В районе много предприятий металлообрабатывающей и машиностроительной про- мышленности разного рода: станкостроение и приборостроение (Ярославль и Рыбинск , энергетическое машиностроение (Ярос- лавль). Транспортное машиностроение представлено электрово- зоремонтным и вагоноремонтными (грузовые вагоны и полуваго- ны) заводами в Ярославле и Вологде (пассажирские вагоны), а также судостроением (Архангельск, Рыбинск , Котлас, Великий Устюг). Развито текстильное машиностроение.
Энергетика района представлена рядом тепловых элект- ростанций, работающих на угле, торфе, газе. Тепловые элект- ростанции находятся около железнодорожных станций: Архан- гельска, Иванова, Ухты, Воркуты, Ярославля и др. Постепенно вводится мощности Костромской электростанции. В районе Ры- бинска и Углича построены гидроэлектростанции. Строится Пе- чорская ГРЭС.
Химическая промышленность представлена заводами син- тетического каучука, шинным, производства красок. Много кир- пичных заводов. В районе Ярославля осуществляется переработ- ка нефти. В район тяготения дороги входит старый Ивано- во-Вознесенский текстильный район. В Архангельске и Усть-Цильме работают кожевенные заводы. Ряд предприятий за- нят переработкой сельскохозяйственного сырья. Дорога обслу- живает крупные промышленные центры: Ярославль, Рыбинск, Ива- ново, Вологду, Архангельск, Воркуту, Котлас, Череповец, Кострому, Кинешму. Важнейшие железнодорожные узлы: Ярос- лавль, Вологда, Котлас, Данилов. Сельское хозяйство района тяготения дороги специализировано на льноводстве, главным образом в южной части района, и молочном животноводстве, имеющих общероссийское значение. Вокруг крупных промышленных центров созданы овощные базы. В район систематически ввозит- ся значительное количество хлебных грузов, картофеля, ово- щей, круп, растительного масла.
Экономика района тяготения дороги предопределила развития сети путей сообщения и характер ее работы. Грузоо- борот дороги 142,1 млрд. ткм, или 4,4% грузооборота сети. По характеру работы дорога в основном вывозящая с относительно малым транзит м и большими местными перевозками. Структура перевозок по сообщениям: вывоз - 39%, ввоз - 18, местное со- общение - 27, транзит - 16%.
Важнейшие грузы вывоза: лесные, печорский каменный уголь, ухтинская нефть, минеральные строительные материалы, черные металлы. По отправлению леса дорога занимает первое место, а нефти - третье после Куйбышевской и Северо-Кавказс- кой. Основные грузы местного сообщения: лесные, каменный уголь, минеральные строительные материалы и дрова. Важнейшие грузы транзита: каменный уголь, лесные грузы, черные метал- лы, хлеб. Важнейшие грузы ввоза: минеральные строительные материалы, нефтяные и хлебные грузы. Крупнейшие станции по размерам грузооборота: Воркута, Хановей, Ярославль-Пристань, Приволжье, Рыбинск-Товарный, Череповец, Архангельск. Грузо- напряженность дороги в среднем выше сетевой.
Реферат опубликован: 19/11/2008