Страница: 11/13
Из таблицы видно, что уровень жизни работающей части населения округа в 1997 году оставался выше, чем в среднем по России, а уровень жизни пенсионеров остался ниже среднероссийского.
Безработица.
Еще одной немаловажной особенностью развития округа в реформаторский период является относительно низкий уровень безработицы. В то время как безработица росла по всей России ужасающими темпами, в Ханты-Мансийском АО картина занятости населения ухудшалась менее масштабно. Это объясняется тем, что занятость экономически активного населения связана с добычей, подготовкой, переработкой и транспортировкой углеводородного сырья, со смежными отраслями промышленности и предприятиями, обеспечивающими процесс жизнедеятельности региона. Уровень безработицы в округе, рассчитанный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, составил на 1 января 1999года 4,8%. Однако в последнее время ситуация стала значительно ухудшаться, в основном из-за кризиса нефтедобывающей промышленности и следствия этого процесса - массового сокращения рабочих мест. Численность безработных за год возросла с 25 тыс. человек до 35,7 тыс. человек, или на 42,8%. А в Березовском, Кондинском, Октябрьском, Ханты-Мансийском и Советском районе уровень безработицы стал значительно превышать среднероссийский и среднеокружной показатель и составляет соответственно 14,5%, 14,2%, 12,2%,12%,9,1%. Среди безработных, стоящих на учете в службе занятости на 1.01.99 г., женщины составляют 61%, молодежь - 35,6%, выпускники различных учебных заведений - 5,9%.
Возрастной состав безработных
Возраст |
Численность безработных, тыс.человек |
в % от общего числа безработных |
16-29 лет |
12,7 |
35,6 |
с 30 лет до предпенсионного возраста |
21,1 |
58,9 |
предпенсионный возраст (за 2 года до установленного законом возраста) |
1,9 |
5,5 |
Социальная защита населения.
Система социальной защиты населения как новая отрасль возникла в округе в 1992 году и быстро превратилась в многогранную службу по организации нормальной жизнедеятельности пожилых, инвалидов, детей, попавших в трудные ситуации. Развитие получили такие направления как пенсионное обеспечение, система денежной помощи, натуральные виды помощи,социальные услуги и льготы, стационарное обслуживание, правовое обеспечение социальных гарантий, кадровое обеспечение. Источником финансирования являются окружной и местный бюджеты. Пенсионное обеспечение Согласно Программе пенсионной реформы в Российской Федерации дальнейшее развитие получит добровольное дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое через негосударственные пенсионные фонды. В округе зарегистрированы и прошли лицензирование в Инспекции НПФ при Министерстве труда и социального развития РФ четыре НПФ и один филиал негосударственного пенсионного фонда. 29 октября 1997 года принят Закон "О деятельности негосударственных пенсионных фондов на территории Ханты-Мансийского автономного округа".
Государственные пособия на детей Указом Президента России от 1 июня 1992 года № 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" и от 14 мая 1996 года № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики" проблемы детства признаны приоритетными на федеральном и региональном уровнях, в частности при формировании бюджетов, распределении материальных и финансовых ресурсов, организации и развитии производства, инвестировании социальных программ. В последние годы принят ряд нормативных документов, в том числе Федеральный закон от 25 мая 1995 года №81 "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", направленных на социальную защиту детей, введены государственные пособия на детей и компенсационные выплаты членам семьи. Периодически размеры пособий повышаются в связи с ростом стоимости жизни. Передача выплаты детских пособий с 1 января 1998 года в органы социальной защиты позволяет упорядочить выплату пособий, усилить контроль за правильностью расходов бюджетных средств, устранить двойные выплаты.
Реферат опубликован: 11/09/2007