Страница: 11/16
7) Макроэкономика и финансовый климат Швеции:
Темпы прироста ВНП в индустриально развитых странах снизятся под влиянием азиатского кризиса в среднем на 1%. Для Швеции это означает падение темпов роста ВНП в 1998 году с 3,1% до 2,8% по более оптимистичным прогнозам, до 1,8% по другим оценкам. На долю рынков кризисных стран приходится не более 3% шведского экспорта и прямое воздействие на шведскую экономику от потери этих рынков невелико. Основная проблема для шведских компаний – ожидаемый стремительный рост экспорта дешевой после обесценения национальных валют продукции из кризисных азиатских стран и, соответственно, обострение конкуренции на мировых рынках.
Новым моментом в развитии экономики Швеции стало растущее значение внутреннего потребления. В 1993-97 гг. темпы ежегодного прироста внутреннего спроса росли от 3,2% до 2%. В 1998 году ожидалось сохранение этой динамики, при сокращении темпов роста шведского экспорта до 6%, с 12,2% в 1997 году. Наиболее активен спрос на товары долгосрочного пользования: автомобили, холодильники и т.д. При этом темпы роста частного спроса выше темпов роста реальных доходов населения от повышения заработной платы.
Экономический кризис 1991-93 годов привел к вымыванию из производства устаревших технологий и оборудования, к ускоренному обновлению основных производственных фондов в шведской промышленности (более 40% роста инвестиций в отдельные годы). В послекризисный период рост производства достигнут в значительной степени за счет роста производительности труда – одна из причин относительно скромных успехов правительства в борьбе с безработицей, несмотря на то, что в отдельные послекризисные годы рост ВНП достигал 3,9%. Промышленное производство на обновленной технической основе является дополнительным фактором устойчивости экономики Швеции, ее способности к адаптации для работы на мировых рынках в условиях усиливающейся конкуренции. В этом же направлении работает и политика интенсивного вложения средств в НИОКР (3,3% от ВНП).
По мнению экспертов ОЭСР, Швеция вошла в полосу «среднеконъюнктурного развития» по американскому типу, при котором исключаются резкие колебания в темпах роста экономики. В ближайшие три-четыре года прирост ВНП Швеции будет находиться в пределах 2-3%. Для условий высокоразвитой экономики это хорошие показатели роста,особенно с учетом влияния азиатского кризиса.
Об итогах парламентских выборов. 20 сентября 1998 г. состоялись очередные выборы в риксдаг. Одновременно прошли выборы в органы местного самоуправления в 21 ландстинге (в правление лена – области) и 272 коммунах.По итогам голосования наибольшее число голосов избирателей, и право сформировать правительство получила Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) – 36,6% голосов (131 мандат); оппозиционная Умеренная коалиционная партия (УКП) набрала 22,6% (81 мандат); Левая партия (ЛП) – 12% (43 мандата); входящие в буржуазный блок Народная партия-либералы (НП) и Христианские демократы (ХД) – 4,7% и 11,8% (17 и 42 мандата).
На очереди выработка официального отношения Швеции к ЕВС, подготовка к выборам в Европарламент в июне 1999 г. и к председательству в ЕС в первой половине 2001 г.
Международная проблематика практически не прозвучала ни в манифестах, ни в предвыборной кампании в целом. Из «шестнадцати главных для Швеции вопросов» к ней можно отнести лишь вопросы политики Швеции в отношении ЕС и ЕВС, борьбы с глобальными угрозами природе и иммиграционной политики. Можно отметить заявления лидеров УКП о более тесном сотрудничестве с НАТО, в то время как СДРПШ делала упор на необходимости развития европейской интеграции с оказанием помощи странам Прибалтики и Польши по вступлению в ЕС, а также более тесном подключении России к ЕС."Козырями» социал-демократов стали экономические успехи по увеличению объемов торговли и сбалансированности государственного бюджета, что обеспечило рост инвестиций в промышленность, а также личного и общественного потребления. Социал-демократы в своих программных документах предлагали снизить уровень безработицы за счет выделения дополнительных финансовых средств для создания новых рабочих мест и переподготовки кадров (что не могло не привлекать избирателей), тогда как консерваторы видели основную причину проблемы в несовершенстве системы налогообложения. Несмотря на самые плохие с 1956 г. для социал-демократов итоги выборов, СДРПШ с помпой отметила свою победу и лидер партии Й.Перссон заявил о намерении сформировать однопартийное правительство меньшинства. 6 октября 1998 г. состоялось открытие первой сессии нового состава риксдага, на котором тальман (председатель риксдага) Б.Даль объявила о том, что новым премьер-министром Швеции, обладающим правом формирования правительства, стал Й.Перссон. Глава кабинета выступил с традиционной декларацией правительства, содержащей основные направления его внутри- и внешнеполитической деятельности.
В отношении России было заявлено, что Швеция будет оказывать дальнейшую поддержку демократическому развитию и движению к социально направленной рыночной экономике.
Реферат опубликован: 14/09/2009