Страница: 5/7
Другая немаловажная отрасль тайваньской экономики – морское судоходство. Географическое положение предоставляет острову свободный выбор центра судоходства. На острове есть два крупных морских порта: на юге – Гаосюн, а на севере – Цзилун. Одна из основных целей – превращение этих портов в центр транзитных грузовых перевозок. Так, в 1995 году Гаосюнский порт занял третье место по грузообороту в мире. Скорее всего в ближайшем будущем он станет пунктом транзитных перевозок грузов из КНР и в КНР. Но это все только перспектива. Так, по мнению многих иностранных бизнесменов деятельность Гаосюнского порта еще недостаточно эффективна. Это связано и со сложной таможенной процедурой, и с тем, что компании должны нанимать людей только через администрацию порта. Все это пока сдерживает рост грузооборота не только основного порта – Гаосюна, но и порта на севере острова – Цзилуна.
Еще одной важнейшей отраслью являются финансы. В настоящее время не существует ограничений на движение капитала, находящегося на текущих счетах, а контроль за переводами в значительной степени либерализован. Фондовая биржа острова стала открыта для иностранных физических лиц, а лимиты инвестируемого капитала заметно увеличены. Инвесторам разрешается осуществлять контроль, защищать свои интересы. Кроме этого им предоставляются значительные налоговые льготы. Также для привлечения иностранных капиталов, на острове специально созданы три зоны экспортной переработки продукции: Гаосюн, Наньцзы и Тайчжун. Реальные деньги на остров пошли только после этого. Вместе с тем как показала практика, они стали стремительно наращивать объем производства продукции на экспорт. Таким образом, Тайвань стремится создать условия для привлечения иностранных инвестиций на остров, что позволило бы обеспечить ускорение технического и экономического прогресса, своевременное обновление производственных фондов и, наконец, интегрироваться в систему экономических связей.
В последнее время поток иностранных инвестиций на остров немного увеличился. Скорее всего, это связано с тем, что после финансового кризиса в1997 году ранее привлекательные для многих инвестиционные рынки в Южной Корее, Таиланде, Индонезии, Малайзии и на Филиппинах оказались закрытыми и часть из них переориентировалась именно на Тайвань. В настоящее время первое место по объему иностранных инвестиций на острове занимает Япония – 7,4 млрд $, далее идут США – 7,3 млрд $, а на третьем пока находится Гонконг.
Если говорить о финансах на Тайване, то нельзя не упомянуть о большом размере внешнего долга. Из-за недостаточного объема внутренних сбережений Тайвань и многие другие страны АТР были вынуждены прибегнуть к внешним заимствованиям в целях финансирования чрезмерного объема инвестиций, что вызвало быстрое увеличение объема их внешнего долга. Однако по сравнению с другими странами долг Тайваня не выглядит таким уж большим: остров должен 24,6 млрд $. Для сравнения Южная Корея должна 154,4 млрд, КНР – 150 млрд, а Индонезия – 137,9 млрд.
Не последнее место в экономике занимает и воздушное сообщение. На сегодняшний день на Тайване есть два крупных аэропорта: Кайтак и Чан Кайши. Последний полностью поступил в строй в октябре 1996 года, охватив примерно 20% объема грузоперевозок в Азии и, возможно, станет для международных компаний одной из основных баз операций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В то же время перед этими аэропортами стоят серьезные проблемы, которые требуют немедленного решения. Они нуждаются в расширении, и правительство должно покупать для этого землю, что крайне сложно в условиях частной собственности. Кроме этого из-за того, что самолетам с Тайваня запрещено пролетать над КНР, длительность полета в Европу увеличивается как минимум на три часа, в результате чего линия становится убыточной. Без решения этих проблем острову будет трудно претендовать на роль операционного центра в АТР.
Реферат опубликован: 9/03/2010