Страница: 11/14
Прозрачность новой системы ПИИ обеспечивается тем, что при отказе от регистрации зарубежных инвестиций соответствующий административный орган обязан известить заявителя о причинах и законности такого отклонения.
Объем южнокорейских инвестиций за рубежом стал увеличиваться в среднем на 80% в год. При этом на первый план вышли инвестиции в промышленность (их доля увеличилась с 24 до 42 %), в горнодобывающую отрасль (возросли до 29 %). Одновременно уменьшилась доля ODI в заготовку леса (с 17 до 3 %), в строительство (с 19 до 2 %) и торговлю (с 20 до 15%). Изменилась и география инвестиций: сократилась доля Азии (с 38 до 24%), Африки (с 16 до 1%) и стран Бл. Востока (с 14 до 10%). В с 1981-90 гг. приоритетными направлениями южнокорейских ODI становятся США и Европа (рост с 24 до 44% и с 4 до 7% соответственно).
Четвертый этап ODI, по классификации южнокорейских экономистов, начался в 1990 г. и продолжается по настоящее время. В этот период южнокорейские инвесторы в ряде стран начали нести убытки, что привело, помимо прочих факторов, к образованию хронического дефицита платежного баланса РК, ставшего одной из причин нынешнего экономического кризиса. Вместе с тем правительство РК и в этих условиях не отказалось от своей политики либерализации ODI.
В 1994 г. был осуществлен переход с «уведомительной» системы на «запретительную», при которой все компании могли без каких-либо ограничений делать инвестиции за рубежом за исключением сфер, указанные в «запретительном списке». При этом, правда, оговаривалось, что объем ях инвестиций не должен был превышать 10 млн.долл.
В 1995 г. был введен еще более упрощенный порядок оформления ODI, в соответствии с которым для проектов с инвестициями на сумму до 10 млн.долл. достаточно было лишь решения основного банка-кредитора (прежний лимит составлял 300 тыс.долл.); проекты до 50 млн.долл. необходимо было согласовывать с ЦБ, и только для проектов на сумму свыше 50 млн.долл. требовалось предварительное решение Межведомственной комиссии по иноинвестициям РК (ранее — свыше 10 млн.долл.).
Было введено также отмененное в сент. 1992 г. положение об обязательном финансировании фирмами РК своих капвложений за границей частично за счет собственных источников: для проектов стоимостью свыше 100 млн.долл. этот норматив устанавливался на уровне в 20%, для проектов на сумму менее 100 млн.долл. — 10% от их стоимости. Возобновление этой практики правительство объясняло необходимостью несколько сдержать привлечение корейскими фирмами коммерческих займов из заграничных источников в условиях возрастающего внешнего долга республики, превысившего к тому времени уже 70 млрд.долл.
В 1998 г. в РК был принят новый закон, регулирующий порядок осуществления ODI, в соответствии с которым, доступными для капиталовложений за рубежом стали практически все отрасли, а допустимый предел инвестиций, не требующих согласования с финорганами, был увеличен до 50 млн.долл. Инвестиции свыше этой суммы или превышающие объем собственных средств компании должны быть согласованы с уполномоченным банком.
В новом законодательстве сохранены лишь малозначимые ограничения: для зарубежного инвестирования местными компаниями по-прежнему запрещены крупные операции с недвижимостью, в том числе приобретение земли за рубежом; продолжают действовать ограничения на вывоз капитала за границу физическими лицами и ряд других ограничений.
Одновременно за минфинансов и экономики РК сохраняется право на полное или частичное приостановление операций по ввозу-вывозу капитала как резидентами, так и нерезидентами в следующих случаях: при возникновении угрозы платежному балансу страны; в случае резких колебаний обменного курса нацвалюты; в случае, когда наплыв инокапитала в страну или отток капитала за рубеж дестабилизируют местные валютные и фондовые рынки.
Примечательно, что данный механизм госконтроля за операциями по ввозу-вывозу капитала, фактически предполагающий мораторий на подобные операции, правительством, даже в условиях экономического кризиса, не использовался.
Основным объектом инвестиционного внимания фирм РК является перерабатывающая промышленность, на которую приходится 53% общей суммы ODI, далее идет производство машин и оборудования (25%), на третьем месте — внешнеторговая сфера (20%).
Реферат опубликован: 30/10/2008