Страница: 11/14
Следует отметить, что решение об уменьшении мощностей промышленных предприятий продиктовано значительным снижением объемов и свертыванием производства - результат повсеместного спада в экономике страны. Однако в целом научно-технический потенциал отдельных предприятий настолько велик, что подход с одинаковой меркой совершенно не подходит в данном случае. Отдельные уникальные производства нуждаются в государственных субсидиях, поддержке федерального бюджета, налоговой амнистии на период подъема производства в новых условиях.
Москве приходится нести относительно большую социальную нагрузку, чем в среднем по стране.
В Москве проживают 8,6 из 147,6 млн. человек населения Российской Федерации, т.е. 5,8%. Но если в стране доля мужчин в общей численности населения составляет 47%, то в Москве она ниже - 44,9%. Более высокая доля женщин, безусловно, предъявляет и большие требования к развитию социальной сферы, различного рода выплатам из городского бюджета. Безработица, к сожалению, затрагивает в большей степени женщин, чем мужчин, поэтому для городских властей особая забота по ее смягчению.
Возрастная структура населения города Москвы также выглядит относительно хуже, чем в среднем по стране (см. таблицу приложения 3).
Из таблицы видно, что доля лиц моложе трудоспособного возраста в Москве значительно ниже, чем в стране - 18,6% против 22,5%, а доля лиц старше трудоспособного возраста здесь выше, чем в РФ, -23,5% против 20,5%. Относительная нагрузка на пенсионную систему и городской бюджет в г.Москве выше, чем в среднем в РФ.
В Москве более уязвимая в свете сегодняшних рыночных преобразований структура промышленного производства, что накладывает серьезный отпечаток на формирование финансовых ресурсов города.
За последние годы доля промышленного производства города Москвы в общероссийском промышленном производстве уменьшилась с 5,2 % в 1991 году до 4,7 % в 1996 году. Связано это главным образом с более высоким удельным весом обрабатывающей промышленности в Москве, чем в среднем по России, а именно она подверглись самому сокрушительному воздействию в результате осуществляемой макроэкономической и внешнеэкономической политике.
Доля машиностроения в Москве все еще значительно выше, чем аналогичный показатель в структуре промышленного производства в России, где он упал с 28 % в 1991 году до 17,9% в 1996 году. Машиностроение - это почти четверть московского промышленного производства. В городе Москве существует 66 промышленных зон и далеко не все они функционируют эффективно как с точки зрения чисто производственной рентабельности, так и в аспекте использования земли. В соответствии с Генеральным планом развития Москвы предполагается высвобождение значительной земельной площади с готовой инфраструктурой для развития высокотехнологичных производств и выведения вредных и экологически ущербных предприятий за черту города.
Доля легкой промышленности Москвы хотя и значительно сократилась в последние годы, продолжает оставаться более высокой, чем в РФ, - 4,1% и 2,5% соответственно. В 1994 году Правительство Москвы приняло программу поддержки предприятий легкой и текстильной промышленности, по которой были введены льготы для этих предприятий по оплате топлива, энергии, воды. Была создана организация “Москонтрактпром”, чтобы улучшить товаропроводящую сеть. Все это позволило сдержать то обвальное падение легкой промышленности, которое произошло в РФ. Но до сих пор Московское Правительство не имеет акций московских предприятий легкой промышленности. Они в основном находятся у федеральных органов, которые, как показывает опыт последних лет весьма неэффективно управляют принадлежащей им собственностью.
Пищевая промышленность занимает четвертую часть в структуре производственного потенциала. Для многомиллионного города эта отрасль не может не быть приоритетной. К тому же и быстрая оборачиваемость капитала здесь служит надежным источником пополнения городского бюджета.
Реферат опубликован: 29/12/2006