Южная Корея

Страница: 2/7

и заимствованных технологий (как промышленного оборудования,

так и "now how") в развитии экономики Республики Корея.

Что касается фактора экспортной политики, то было бы спра ведливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики.

О роли государства т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи.

Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно ши­роко освещен в русской литературе по сравнению с другими фак­торами, но тем не менее на мой взгляд он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естествен­но в адаптированном к местным условиям виде) в России.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКО­ГО РОСТА ЮЖНОЙ КОРЕИ.

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост эко­номики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руко­водство в лице авторитарных правительств, отложивших демок­ратические и политические преобразования в пользу экономи­ческого развития.

Правительство принимало новые законы и тщательно пе­ресматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с прольбами взять на себя риск, связанный с ин­вестиционной деятельностью частных предпринимателей, пре­доставляя гарантии по внешним займам, используемым для пок­рытия расходов на крупномасштабные проекты.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит де­нежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сба­лансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обраще­ние, инфляция, дефицитность государственного бюджета не вы­ходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регули­рования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных ва­риантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.

Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропор­ций общественного производства. При этом основная ставка де­лалась на всемерное поощрение экспорта. Государство исполь­зовало субсидирование национальных экспортеров,которым пре­доставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП.

Государственные кредиты такого рода составляли:

15% от ВНП -1962-1966гг.

39% от ВНП- 1932-1936гг.

46% от ВНП- 1977-1981гг.

При этом нужно отметить,что кредиты концентрировались в потенциалоно наиболее эффективных сферах экономики.Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов.

Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отрасле-

вых пропорций.Например, при проведении аграрной реформы наи­важнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие- мера,невозможная без прямого активного вмешательства гос-ва. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей пер­воочередного внимания:

Реферат опубликован: 20/03/2007