Южная Корея

Страница: 3/7

-машиностроение

-электроника

-текстильная промышленность

-черная металлургия

-цветная металлургия

-нефтехимия

-кораблестроение

Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и др. льготами. Одновременно государство жестко регулировало кон­куренцию в приоритетных отраслях,принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсациюубытков" избранных экспор­теров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые гос-вом, привели к образованию высокомонополизированной про­изводственной, особенно экспортной структуры. В первой поло­вине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломера­тов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2.

Видя сильное влияние гос-ва на экономику Южной Кореи возникает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поста­вить на основании следующих факторов:

1. высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заемных средств см. табл.1.1.

2. под контролем гос-ва находится качество продукции в важнейших экспортных отраслях.Гос-во добивалось,чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался не превышали условно среднемировые.

3. каждый месяц проводились совещания по вопросам экспорта под руководством президента страны, на которых устанавливались ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам.

4. гос-во жестко контролироволо рабочее движение, что избавило предпринимателей от каких-либо серьезных проблем помимо "капитал-труд".

Не менее жестко гос-во в Южной Корее контролирует иностранный капитал.Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с1967-1986гг. составляют менее 2%от сово­купных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписыва­ются в общую стратигию ее развития (см. табл. 2.1.). Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в

таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и

электроника.

Таким образом мы имеем " трехсторонний альянс": госу­дарство-местный капитал- иностранный капитал. Но при несом­ненном соблюдении интересов всех трех сторон, гос-во явля­ется единственным полностью самостоятельным участником, ре­шения которого обязательны для всех остальных.

Также заслугой гос-ва является централизованное плани­рование с использованием средне-и-долгосрочных планов и це­левых программ, с установлением порой конкретных произ­водственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание пла­нового и рыночного способов ведения хозяйств.

Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Ко­рее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазви-

тости и занять достойное место в мировой цивилизации.

ЗАИМСТВОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. хотя в си­лу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской эконо-

мики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям

НТР была тем не менее достаточно высока.

Реферат опубликован: 20/03/2007