Южная Корея

Страница: 5/7

Заимствование иностранной техники и технологии распада­ется на три периода. В течение первого периода (1962-1966) число сделок и их стоимость выражалась минимальными величи­нами. Это объяснялось с одной стороны, ограниченностью за­дач, а с другой стороны- нестабильностью политической обста­новки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надежные руки. Во время второго периода Южная Корея по-настоящему приступила к ре­ализации программы индустриализации. Создание абсолютно но­вых для страны отраслей производства обусловило резкое воз­растание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных "know how".

В течение второго периода наблюдается быстрый рост как числа заключенных сделок (в 9,6 раза), так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35,5 раза) . Очевидное превосходство второй из названных цифр яв­ляется свидетельством того, что в Южную Корею стали посту­пать сложная техника и дорогая технология.

Характерные черты третьего периода (1977-1988) опреде­ляются переходом к "новой стадии индустриализации", основные задачи которой сводились к тому, чтобы осуществить постепен­ный переход от производства трудоемкого к производству капи­талоемкому и техноемкому.

Выполнение кардинальных задач завершающей стадии ин­дустриализации упиралось в проблему заимствования и внедре­ния новейшей техники и передовой технологии.

В апреле 1979 года корейские власти внесли очередные поправки в правила привлечения иностранной технологии и осу­ществили таким образом вторую фазу либерализации.

Новые правила запрещали покупку технологий:

1. если контракты предусматривалось всего лишь простое использование образцов, фабричных марок и торговых знаков;

2. если контракты имели в виду только продажу сырьевых материалов или отдельных компонентов, деталей и узлов для предполагаемой продукции*

3. если контракт содержал несправедливое и ограничи­тельные условия относительно экспорта намечаемых к выпуску изделий;

4.если контрактом предлагалось технология устаревшая, несовершенная ,или с какими-либо отклонениями от нормы;

5. если контракты затрагивали особую технологию, кото­рые, по определению министра по делам науки и техники, "слу­жило интересам независимого развития";

6.если министр экономического планирования не считал возможным признать те или иные контракты жизненно необходи-

мыми.

Как отмечалось выше, по пересмотренным правилам власти могли без колебания отвергнуть заявку, если предлагаемым контрактом предусматривалось лишь простое использование юж­нокорейскими фирмами иностранных торговых марок и фабричных

знаков. Побудительным мотивом для корейских бизнесменов слу­жила в данном случае тяга местеых потребителей к приобрете­рию товаров с зарубежной фабричной маркой, поскольку качест­во изделий, выпускаемых для реализации на внутреннем рынке, оставляло желать лучшего. Кроме того, южнокорейские фирмы пытались таким путем расширить свои внешние рынки, сбывая на них отечественные изделия, украшенные какой-нибудь прослав­ленной иностранной маркой. Власти как и теперь неодобритель­но относились к подобного непатриотичности потребителей и не совсем чистым устремлениям бизнесменов. В 1978г.в Корее было зарегистрированно всего лишь около 15 фирм, которые использо-

вали зарубежные торговые марки.

Вполне,возможно, что правила, касающиеся иностранных фабричных знаков, неукоснитеьно проводились быв жизнь, если бы не два обстоятельства, связанных со спортом: очередные азиатские игры 1986 года и Олимпиада 1988 года. Предвкушая огромный наплыв зарубежных гостей, власти моментально осла­били запрет на использование заграничных фабричных знаков. Как следствие этого число фирм, пользующихся иностранными торговыми марками за период с 1978 по 1983 год увеличилось в 32,3 раза. Также заметно возрос приток ультрасовременной технологии в электронную промышленность и машиностроение. В течение 1982 года количество сделок по передаче электронноых технологий южнокорейским фирмам превысило уровень 1981 года на 28,7%.

Реферат опубликован: 20/03/2007