Время

Страница: 1/5

Календарь - это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре.

Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества.

Даже самые древние из календарей, такие как Солнечный древнеегипетский календарь или Лунно-Солнечный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур.

Русский Православный Календарь также не является исключением из этого правила. Однако он обладает некоторыми особенностями, которые сделали его уникальной и неповторимой системой организации времени. Эти особенности заключены в конструктивных принципах Православного календаря, который представляет собою соединение так называемого Месяцеслова (или "Святцев") и Пасхалии.

Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также непереходящие Православные праздники, которые имеют постоянную календарную дату.

Пасхалия определяет плавающую дату праздника Пасхи и всех, зависящих от нее переходящих праздников, которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются (“плавают”) в зависимости от дня празднования Пасхи.

Месяцеслов вплотную связан с Солнечным циклом, а Пасхалия - с Лунным календарем.

Правилами Александрийской Православной Пасхалии определено праздновать Пасху Христову в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, последовавшего за днем весеннего равноденствия 21 марта (по Юлианскому календарю, называемому также “старым стилем”)

Православный Церковный Календарь пришел на Русь из Византии вместе с введением христианства. В то время он был известен как “Миротворный Круг”, “Церковный Круг” или “Великий Индиктион”. В основе своей он был календарем Юлианским, который, в свою очередь, уходил корнями в культуру древнего Египта.

Для того чтобы понять предысторию Православного Календаря, мы должны перенестись в долину Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом - самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени.

Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно - 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365х4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый “Сотический период” (Великий год Сотиса), равный 1460-ти Юлианским годам.

Почему же старый стиль называется Юлианским? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном “Канопском Декрете” (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции. Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного Александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем “Канопского Декрета”. В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры.

Реферат опубликован: 20/06/2007