Страница: 4/5
Вся сложная система переходящих праздников и седмиц, собираясь как в фокусе вокруг центрального праздника Пасхи, спиралевидным движением разворачивается из него по всему пространству годового круга, чтобы затем вновь вернуться к Светлому Христову Воскресению в другом месте и в другое время и вновь разойтись, освящая своим светом ту непроглядную ночь времени, из которой тянется к свету сознание верующего человека.
История Русского Православного Церковного Календаря, как одной из основных составляющих истории Русской культуры, прошла долгий и сложный путь. Вспомним, хотя бы, что не сразу установилось и утвердилось даже начало Нового Года. В Древней Руси гражданский год начинался с 1-го марта, а Церковный с 1-го сентября. В 1492 году (в 7000 году от “Сотворения мира”) было официально утверждено слияние новолетия гражданского с новолетием Церковным. Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября. Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с Европейским, и с 1700 года гражданское новолетие было перенесено на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Однако и это новшество Русский народ принял довольно легко, ибо Церковные праздничные и памятные даты остались без изменения на своих местах, а переместился только Новогодний праздник.
Русская Православная Церковь обычно совершает Новогодний молебен дважды: к 1-му сентября, как к началу нового Церковного года (или Индикта), и к 1-му января, как к началу гражданского Нового Года.
Итак, в Православном Календаре каждый день помечен именами тех или иных святых или событием, подразумевающим обрядное исправление (Богослужение). Особо выделяются “Двунадесятые” (т. е. Двенадцать основных Церковных праздников, над которыми отдельно главенствует Пасха) и “Великие” праздники, схожие с двунадесятыми по степени торжества. Такие праздники могут длиться от нескольких дней до недели. Пасха празднуется в течение 50-ти дней. Много в календаре и однодневных праздников, посвященных некоторым Евангельским событиям, чудотворным иконам Божией Матери, избранным Святым и др.
Апостол Павел писал, что в Церкви Божией все должно быть “благообразно и по чину” (1 Кор., 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается также и исполнением Устава Церковного, одним из основных выражений которого является рассматриваемый нами Календарь, благовременно возвещающий и напоминающий клирикам и всем верным чадам Церкви о днях праздников и постов, о порядке чтений Священного Писания, об образе совершения Богослужений.
В повседневной жизни христианину необходимо чтение Священного Писания. Вы можете читать Писание по своему желанию, однако несравненно лучше читать со всей Церковью те места Священного Писания, которые читаются в храмах Божиих в тот или иной день. Для этого в Церковном Календаре помещены указания чтений из Ветхого и Нового Заветов. Новозаветные чтения из Евангелия и Апостольских Деяний и Посланий даются для литургии, главной службы Православной Церкви, а в двунадесятые и великие праздники - и для утрени. Ветхозаветные чтения, так называемые “Паремии”, обычно указываются для дней Великого поста. По Церковному Уставу чтения начинаются со дня Святой Пасхи текущего года и продолжаются до следующей Пасхи. После указания чтений, как правило, даются богослужебные указания об особенностях совершения Богослужения в дни двунадесятых и великих праздников, а также когда несколько празднований приходится на один день. В этом состоит одна из особенностей переходящих праздников.
Двунадесятые праздники и Воскресные дни выделены в Календаре прописным полужирным шрифтом красного цвета.
Великие праздники, на которые положено всенощное бдение (торжественная служба, соединяющая в себе вечерню и утреню), выделены более мелким полужирным шрифтом красного цвета.
Остальные дни памяти особо чтимых Святых выделены черным полужирным шрифтом (если эти дни совпадают с воскресными, они выделены красным цветом).
Арабские цифры, следующие за именем Святого, указывают на год его кончины, либо на год обретения его мощей. Римские цифры обозначают век, в котором жил святой. Цифры, следующие за названиями икон Божией Матери обозначают год или век прославления сей иконы.
В указаниях чтений из Священного Писания римские цифры указывают на главу книги, арабские - на номер стиха.
Все даты, указанные в Календаре, за исключением самих чисел месяца, даны по Юлианскому Календарю или по “старому стилю”.
Вашим днем Ангела, как правило, будет считаться день памяти святого, чье имя вы носите, который после дня вашего рождения будет наиболее близок к этому дню. В любом случае всегда желательно посоветоваться с духовным отцом-священником.
Реферат опубликован: 20/06/2007