Страница: 2/5
Юлианский календарь как таковой не просуществовал и 400 лет. На I Никейском Соборе, созванном равноапостольным царем Константином Великим в 325 году, в числе других важнейших догматических установлений были выработаны единые правила вычисления христианской Пасхалии и установлена единая эра от Рождества Христова (Р.Х.) для всех христиан. Таким образом, календарь Юлия Цезаря превратился в Церковный Юлианский календарь, который в усложненном виде своем более 1000 лет служил в качестве универсального календаря для всего христианского средневековья и до сих пор служит в том же качестве для Православного мира.
Суть Никейской реформы заключалась в том, что в Юлианский календарь, строго ориентирующийся по Солнцу, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Иными словами, Солнечный календарь был органично соединен с календарем Лунным. Это было вызвано необходимостью точного определения главного христианского праздника, Пасхи, и связанных с нею переходящих праздников. Однако, Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость соединить в Церковном календаре Солнечный и Лунный циклы. Церковный Юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил эту задачу, отвечающую всем требованиям Церковного Богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими церквами по поводу того, когда именно подобает праздновать Новозаветную Пасху и какими правилами следует для этого руководствоваться.
Итак, по Лунному календарю Пасха бывает всегда в одно определенное время, а по Солнечному - в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля Юлианского летоисчисления.
Но средняя длина Солнечного года - 365.25 суток, а средняя длина Лунного месяца - 29.53 суток. Связать математически Лунный ритм с ритмом Солнечным практически невозможно. Их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться таким периодом было бы бессмысленно. Все, кто ни брался бы решать эту задачу, вынужден был допустить в своих вычислениях ту или иную погрешность, и ошибка с течением времени все равно возрастала бы. В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 г. до Н.Э.) можно считать одним из шедевров мировой астрономии.
Лунно-Солнечное уравнение Метона гласит: 19 Лунных лет = 235 Лунным месяцам = 6940 суткам = 19 Юлианским Солнечным годам.
Не смотря на допущенную здесь погрешность, ибо реально 19 Юлианских лет равно не 6940-ка, а 6939.75 суток, именно цикл Метона лежит в основе всех Лунно-Солнечных календарей, как древних, так и ныне существующих.
Никейские Пасхалисты, следуя Евангельским традициям в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, совершенно сознательно стремились к тому, чтобы Пасха Нового Завета, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая вовсе не связана с Воскресением, как днем недели, а привязана к конкретному числу - 14 апреля), а с другой - была бы полностью независима от нее и всегда наступала п о з ж е. Данное обстоятельство было для Никейских Отцов столь важно, что Новозаветная Пасха стала “плавающим” праздником, так как в противном случае указанных выше условий, как и некоторых других, соблюсти было бы нельзя. В этом смысле Метоно-Созигеновый цикл оказался для них идеальным инструментом. Основанный на нем календарно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от механизма Пасхалии иудейской. Христианские Пасхалисты прекрасно отдавали себе отчет, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарном деле - вещь совершенно невыполнимая и ненужная одновременно. К примеру, если плавающие даты Новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 128 лет, то математико-астрономические значения 14-го апреля иудейской Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 210 лет. Все это происходит от того, что в календарно-астрономическом плане движение Луны невозможно объединить с движением Солнца. Следовательно, вообще любой календарь не является абсолютно точным, ибо понятие точности здесь весьма относительно.
Применительно к структуре календаря речь не может идти о “строгой астрономической точности”, а лишь об определенных средних значениях, гармонично выводимых из строгих ритмических соотношений слагаемых. Любое нарушение календарного ритма явилось бы не только нарушением исторической и астрономической хронологии, но грубым и опасным нарушение ритма жизни вообще.
Ритмические календарные соотношения в основе своей цикличны, будь то движение Луны, Солнца или их совмещение. Поэтому любая попытка закрепить в календаре что-то “навечно” изначально была обречена на неудачу.
Реферат опубликован: 20/06/2007