Страница: 12/13
Второй пример связан с «экологическим» фондом «Елим-ай», который взялся за такое специфическое, требующее немалого опыта дело, как импорт лекарств. В Казахстане фармацевтическая промышленность развита слабо, поэтому при умном подходе на импорте можно получить немалую прибыль. Однако президент фонда Серик Абдрахманов не пожелал рисковать и подстраховался при помощи правительственной гарантии по кредиту в размере 33 млн. немецких марок. Такая страховка избавила предпринимателей от малейших забот об окупаемости проекта: раз полную финансовую ответственность за последствия этого предпринимательства несет казна, можно купить что угодно и по каким угодно ценам. Фонд неэффективно распорядился полученными средствами – как оказалось, купленные лекарства не пользуются спросом. Их безуспешно пытались продать через аптеки, и в конце концов стали в приказном порядке распределять между государственными лечебными учреждениями в разных областях.
Таким образом, растраченные кредиты оказались слишком большими, чтобы остаться незамеченными, эта тема утратила узкоспециализированный экономический характер и стала в Казахстане фактором большой политики. В первые же годы независимости республика нарушила святой для западного сознания принцип: не взявши в долг – крепись, а взявши – возвращай вовремя. Начиная с 1994 года Казахстан допустил десятки дефолтов по внешним долгам. Республика, принявшая «нулевой вариант» по внешней задолженности с Россией и потому на момент обретения государственной независимости вообще не имевшая внешних долгов, к началу 1994 года оказалась в роли хронического неплательщика.
Выкарабкиваться из долговой ямы пришлось второму правительству во главе с экономистом Акежаном Кажегельдиным. Бюджет «разрывался» между текущими социальными расходами и необходимостью срочных выплат иностранным кредиторам. Каждый случай дефолта вел к напряженности в деловых отношениях с западными компаниями и правительствами, республике постоянно грозило снижение кредитного рейтинга и ужесточение условий предоставления кредитов – увеличение авансовых платежей, процентов, страховых взносов, сокращение сроков погашения.
Израсходованные при С. Терещенко кредиты продолжают висеть дамокловым мечом над тощим республиканским бюджетом. В 1995 году по ним из казны было выплачено 230 млн. долларов, в 1996 году – 330 миллионов, в 1997 – 315 миллионов, и так продолжалось до 2000 года. Следующий этап – 2004 год, когда платежи уменьшатся до 150 млн. долларов. С 2005 года – до 90 миллионов. И далее по нисходящей – до самого 2030 года.
Заключение.
Итак, банковский кредит как форма международного кредита играет важную роль в развитии международной торговли. В то же время, несмотря на позитивные стороны применения кредитов, нельзя не упомянуть и о его негативной роли для государства.
Позитивная роль международного кредита заключается в стимулировании внешнеэкономической деятельности страны, создании благоприятного климата для зарубежных частных инвестиций, обеспечении бесперебойности международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны.
Негативная роль международного кредита в развитии рыночной экономики заключается в обострении её противоречий. Международный кредит форсирует перепроизводство товаров, перераспределяя ссудный капитал между странами, усиливает диспропорции общественного воспроизводства, облегчая развитие наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые иностранный капитал не привлекается. По каналам мирового рынка ссудных капиталов происходит перемещение денег, усиливающее неустойчивость денежного обращения и кредита, валютной системы, платежных балансов, национальной и мировой экономики в целом.
В целях укрепления позиций ведущих стран банки, государства, международные и региональные кредитные и финансовые организации периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредитной дискриминацией называется установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита в целях оказания на них политического или экономического давления. Основные методы кредитной дискриминации – кредитные ограничения, повышение кредитных ставок, комиссионных и сборов и т. д.
Еще более жесткой экономической санкцией является кредитная блокада – отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Чаще всего она проводится неофициально в виде отказа предоставить кредит по различным мотивам.
В заключение следует сказать, что основой развития международного банковского кредита, как и любой другой формы международного кредита, служит усиливающаяся интернационализация производства и обмена, а также появление новых форм мирохозяйственных связей.
Реферат опубликован: 8/02/2008