Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы

Страница: 12/17

Среднемесячная заработная плата одного работника в сфере ВПК составляет около 65% от средней по России, и менее 60% от средней по промышленности [3,113].

Продолжение политики минимального государственного финансирования оборонных предприятий, подталкивающей их к вынужденному переходу на выпуск народнохозяйственной продукции, может привести к неконтролируемому даже со стороны руководства предприятий распаду наиболее важных для страны разработок, технологий и производств. Этот процесс фактически уже начался и продолжает набирать силу.

Существует понятие критического потенциала национальных НИОКР, который оценивается долей расходов на НИОКР в ВВП государства, не меньшей 2,5-3,0%. На протяжении ряда лет этот показатель, по реально выделенным ассигнованиям, снижался и составлял (%); в 1991г. – 1,03; 1992 – 0,5; 1993 – 0,52; 1994 – 0,47; 1995г. – 0,41 [8,81].

Следует учесть, что серьезный удар по ВПК страны нанес, конечно, распад СССР. Значительная часть конструкторских бюро и заводов оказалась за пределами России. Достаточно упомянуть только сферу разработок и изготовления ракетной техники и систем управления ею, важнейшие предприятия которой остались в Украине (Днепропетровск, Киев, Харьков), Белоруссии, Казахстане, Прибалтике,

-32-

других странах СНГ. Восстановить в полной мере требуемую кооперацию за счет своих сил и средств России пока не удалось.

Предлагавшиеся в последнее время меры по выходу из сложившегося положения следует признать малоэффективными. Основные из них две: финансирование предприятий “оборонки” за счет экспорта вооружений; выделение приоритетных работ с полномасштабным финансированием занятых в них предприятий.

Первая из указанных мер недостаточно эффективна потому, что в условиях продолжающейся в стране политической и экономической нестабильности трудно ожидать серьезных международных сделок на поставки нашего вооружения, которое должно обслуживаться нами в течение всего жизненного цикла, исчисляемого 10-20 годами. Наиболее выгодные рынки сбыта вооружений уже заполнены в основном нашими конкурентами. Хотя экспорт оружия способен создать временное облегчение для отдельных ОКБ и предприятий, в целом это вряд ли обеспечит должную поддержку обороной промышленности и не может рассматриваться как основной источник ее финансирования.

Что касается политики приоритетов, то при сегодняшней системе управления, лоббирования видов ВС и промышленности, отсутствия ясной военной доктрины и финансовой предсказуемости не предоставляется возможным выдерживать в течение всего запланированного времени и в полной мере финансовую поддержку выделяемых предприятий и разработок. Препятствиями являются и сложность достижения в Министерстве обороны и ВПК единых взглядов на приоритеты, и объективные трудности по поддержанию остальных (неприоритетных) предприятий на минимально необходимом уровне социально-экономических условий их существования, и другие факторы.

-33-

Таким образом, для вывода российской обороной промышленности из тяжелейшего кризиса требуются более решительные

и глубокие меры.

-34-

Заключение

Для России все актуальнее становится развитие военно-экономических связей со странами дальнего зарубежья. Однако в последнее время изменяется, причем не в лучшую сторону, характер военно-экономических отношений с западными странами, особенно с США. Если для периода холодной войны было характерно открытое и интенсивное противоборство двух блоков, то после ее окончания стали намечаться новые формы военно-экономического сотрудничества между ними, включая оказание финансовой помощи со стороны США в осуществлении конверсии и разоружения.

Однако опыт показывает, что США при этом достаточно откровенно проводят целенаправленную политику, ориентированную, с одной стороны, на всестороннее ограничения военно-экономических возможностей России, а с другой – на всемирное укрепление собственного военно-экономического потенциала. Об этом убедительно свидетельствуют военно-экономические аспекты расширения НАТО, различные меры по вытеснению России с мировых рынков оружия, введение под надуманными предлогами санкций против российских предприятий и организаций, использование совместных проектов для выкачивания научно-технических и производственных секторов и т.д. Все это требует от России выработки и проведения в жизнь четкой и твердой политики с сфере внешних военно-экономических отношений.

Реферат опубликован: 24/09/2006