Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы

Страница: 7/17

-закрытие 12 заводов и лабораторий, 26 испытательных полигонов, позволяющее высвободить 16% общей занимаемой площади;

-объединение пяти научных лабораторий в три перераспределением и частичным сокращением тематики исследований;

-19-

-ежегодное сокращение инвестиций в основной капитал на 10%; сокращение расходов на НИОКР за счет исключения дублирующих направление;

-сокращение 12 тыс. рабочих мест в авиа космическом производстве;

-объединение административно-управленческих и обслуживающих информационных структур в едином центре.

В начале 19996 г. компания “Локхид-Мартин” приобрела компанию “Лорэл”, одну из крупнейших мировых производителей спутников связи и основных подрядчиков Минобороны в области электронного оборудования. В результате сделки численность рабочих мест объединенной компании увеличилась 38 тыс. Однако основные последствия связаны не с количественными характеристиками, а с качественными. Компания “Лорэл” - одна из крупнейших мировых лидеров в области разработки и использования в практических целях высоких технологий. Принципиальное отличие данного этапа в развитии суперконцерна состоит в том, что с приобретением “Лорэл” ракетно- космическая продукция объединенной компании приобретает технологически завершающий вид, т.е. выпускаются, например, космические спутники связи и ракеты – носители для их транспортировки на околоземные орбиты. Раньше назначение и характеристики основной продукции компаний в значительной мере дублировали друг друга. Поэтому одна из главных составляющих финансово-экономического эффекта первого этапа консолидации стало исключение дублирования проведении НИОКР и снижение расходов на содержание административно-управленческого аппарата, выполнявшего в обеих фирмах близкие задачи.

-20-

Однако процесс консолидации значительной части американского АКК вокруг компании “Локхид-Мартин” на этом не завершается. Летом 1997 г. появилась информация о присоединении к “Локхид-Мартин” еще одного лидера американского АКК – компании “Нортроп-Грумман”, объем годовых продаж, которой оценивается в 8 млрд. долл. “Локхид-Мартин” приобретает все акции “Нортроп-Грумман”, а также берет на себя долги последней. Руководитель “Нортроп-Грумман” становится членом совета директоров и вице-президентом объединенной компании. Общая численность служащих компании может превысить 230 тыс. человек, объем годовых продаж достичь 37 млрд. долл.

Запрещающий процесс консолидации группа фирм во главе с “Локхид-Мартин” будет не естественным суперконцерном в американском АКК. Но менее крупным производителем аэрокосмической продукции становится и компания “Боинг” после осуществления объявленного в 1996 г. плана ее реорганизации. Его цель заключается в значительном расширении номенклатуры производимой продукции и предлагаемых услуг. Сохраняя в качестве основного источника дохода производство и продажу пассажирских самолетов, “Боинг” намерен выйти и на рынки военно-транспортной авиации, а также рынок коммерческих услуг в области запуска спутников различных классов.

Подобная диверсификация традиционного профиля компании “Боинг” осуществляется путем проведения трех основных мероприятий. Во-первых, в 1996 г. было приобретено отделение известной компании “Роквелл”, специализирующего на выполнении заказов министерства обороны США.

Во-вторых, в августе 1997 г. завершилось с “Макдоннелл-Дуглас”, одной из крупнейших компаний американского АКК, контролирующей, по некоторым оценкам, 56% мирового рынка истребителей [7,118]. По мнению

-21-

экспертов, объединенная компания становится самым крупным в мире промышленным концерном по производству как военной, так и гражданской продукции с объемом годовых продаж на сумму 36 млрд. долл. Как сообщается, в начале июля 1997 г. было снято последнее препятствие на пути указанного слияния, которое стоило компании “Боинг” 13,3 млрд. долл.

Реферат опубликован: 24/09/2006