Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы

Страница: 8/17

Реакция западноевропейцев по поводу объявленного слияния объясняется тем, что три ведущие американские авиатранспортные компании объявили, что для них единственным поставщиком самолетов нового поколения станет “Боинг”. Это резко ухудшает перспективы западноевропейской компании на рынке пассажирских самолетов.

Наконец, в-третьих, “Боинг” - инициатор создания международного концерна по запуску коммерческих спутников с морской платформы с помощью российско-украинской ракеты “Зенит”. Этот проект был воспринят в Западной Европе как вызов позициям компании “Арианспейс”, контролирующей до 60% мирового рынка космических транспортных услуг.

Примечательно, что “Локхид-Мартин” в конкурентной борьбе с “Боингом” за заказы на военную и гражданскую продукцию стремится заручиться поддержкой западноевропейцев. Компания определенно заявила о желательности партнерства.

В течение 1997 г. появлялись противоречивые сведения о характере формирования суперконцерна на базе компании “Рейтион”, специализирующейся на продукции так называемых “хай-тек” - технологий по заказу Минобороны США. Вначале сообщалось, что “Рейтион” приобретает отделение компании, специализирующей на производстве радаров. Однако в конце 1997 г. представители “Рейтион”

-22-

заявили об отказе от этой сделки в пользу существенно более выгодного приобретения отделения. После этого приобретения “Рейтион” становится третьим суперконцерном АКК США, ежегодный оборот которого превысит 10 млрд. долл. Сообщается также о возможном приобретении остальной “космической” части компании “Хьюз” суперконцерном “Боинг”, что вполне согласуется с “форматом” коммерческого космического проекта “Силонч”, возглавляемого этим суперконцерном.

Таким образом, активный процесс купли – продажи промышленных активов компаниями США, проводящими структурную реорганизацию военного производства, в значительной мере изменяет ситуацию на американском рынке военной продукции. Проблема сохранения производства решается компаниями путем создания консолидированных производственных мощностей, обеспечивающих им преимущество во взаимоотношениях с конкурентами и заказчиками военной продукции. Вследствие такой концентрации производства появляются резкие различия среди основных производителей по объему продаж, что свидетельствует о растущей монополизации военного рынка США.

-23-

3.Международная интеграция российского ВПК

Военно-промышленные компании США извлекли уроки из последних провальных попыток конверсии военного производства в начале 70-х г. и с благословения самих политиков отвергли эту идею, витавшую в начале 90-х г. в политическом истэблишменте США.

Российская конверсия выразилась в обвальном спаде производства продукции по всему оборонному комплексу в целом, и особенно по военной продукции.

К середине 90-х годов общественное сознание России пришло к пониманию того, что ВПК существует не только для конверсии. При этом спектр суждений о внешнеэкономических связях ВПК опять неоправданно зауживается, сводясь к торговле оружием как единственной проблеме, стоящей перед отечественной оборонной промышленностью. Неудачливого героя вчерашних дней – конверсию – сменил подающий надежды сегодня – экспорт оружия.

Между тем, современные военно-промышленные связи далеко не исчерпываются простой торговлей оружием. За последние 10 лет мировой рынок вооружений сократился почти в три раза, а интенсивность военно-технического сотрудничества и взаимозависимых национальных оборонных индустрий существенно возросли, поэтому подключение национальной оборонной базы к международным военно-техническим отношениям поднимает многие, по сути неисследованные пионерные политико-экономические задачи, от которых зависит позиция отечественного ВПК в мировой военной промышленности. Среди этих проблем ведущим, видимо, является соотношение между степенью

Реферат опубликован: 24/09/2006