Страница: 11/18
В рабочие дни недели, не занятые аукционами, проводятся вторичные торги, на которых любой участник может свободно купить или продать любой из обращающихся на рынке выпусков. Торговая сессия, как правило, проводится с 11.00 до 13.00. В отдельные дни (как правило, в сокращенную по тем или иным причинам рабочую неделю) ЦБ может изменить время проведения торговой сессии либо назначить вторичные торги в день проведения аукциона. В таких случаях участники извещаются заблаговременно.
Эмитент имеет право осуществлять на вторичных торгах доразмещения выпущенных ранее в обращение выпусков (в пределах размеров объявленной эмиссии) либо их досрочное погашение, регулируя таким образом объемы и временную структуру государственного долга. В обоих случаях информация о таких операциях включается в биржевую сводку отдельным пунктом.
Количественные показатели рынка (по состоянию на 10.11.96). Количество выпусков в обращении: ГКО - 29 ОФЗ - 7 ВСМ - 2 Сроки обращения выпусков: ГКО - 3 .227 дней ОФЗ - 108 .710 дней ВСМ - 110 .327 дней Общий номинальный объем долга на рынке ГКО - 222,921 трлн. рублей. ГКО - 192,477 трлн. руб.; ОФЗ (без учета НКД) - 30,219 трлн. руб.; ВСМ - 0,225 трлн. руб.; Капитализация рынка - 197,556 трлн. руб., из них: ГКО - 168,23 трлн. руб.; ОФЗ (без учета НКД) - 29,107 трлн. руб.; ВСМ - трлн. руб. - 0,219 трлн. руб.
Дюрация рынка (только ГКО; средневзвешенное по капитализации выпусков ГКО время до погашения) - 107 дней.
Средневзвешенная интегрированная доходность ГКО, рассчитанная исходя из общего номинального объема, капитализации рынка и дюрации - 49,4% годовых.
Объем выпуска ГКО-ОФЗ.
Государственный внутренний долг стремительно растет. Значительная часть его приходится на государственные ценные бумаги, прежде всего государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ). Увеличение их выпуска связано прежде всего со стремлением обеспечить возмещение дефицита государственного бюджета неинфляционными методами.
Главная цель такого подхода - создать условия для экономического роста и устойчивого пополнения на его основе доходов бюджета. До достижения роста основным источником погашения предшествующих выпусков государственных ценных бумаг становятся новые их выпуски, т.е. построение так называемой финансовой пирамиды. Если переход к росту производства затянется, существует риск и опасность того, что наступит момент, когда на рынке будет недостаточно денежных средств для покупки растущих объемов новых ценных бумаг, необходимых для погашения уже находящихся в обращении, и расходы бюджета по их погашению превысят поступления. Кроме того, экспансия государственных ценных бумаг поглощает средства, необходимые для инвестиций, и сдерживает снижение банковского процента, без которого стимулирование инвестиционного процесса невозможно.
Фактически эти опасности начинают ощущаться на практике. Уже в середине 1996 года в связи со сложностью бюджетной ситуации и стремлением выполнять предвыборные обещания объем государственного долга в наиболее массовых ценных бумагах - государственных краткосрочных облигациях (ГКО) и облигациях федерального займа (ОФЗ) превысил 150 трлн. рублей, что планировалось только на конец года. С конца 1995 года по конец сентября 1996 года этот долг вырос с 77,4 до 200,9 трлн. рублей, т.е. в 2,6 раза, а по отношению к ВВП (в пересчете на год) - с 4,7 до 9,5%. Эта относительная величина еще не является высокой по сравнению со многими другими странами. Однако острота проблем, связанных с его обслуживанием, нарастает.
Сложнее становится обеспечивать погашение растущего объема облигаций за счет новых их выпусков. Это затрудняет снижение их доходности, а соответственно и банковского процента. Сложнее становится обеспечивать поступления от их продажи в бюджет. Бюджетная их эффективность (отношение суммы поступлений в бюджет к приросту государственного долга) снизилась в сентябре 1996 года до 14,8% по сравнению с 29,4% в сентябре 1995 года, а в отдельные месяцы она немногим отличалась от нуля.
Растут расходы бюджета по погашению и обслуживанию государственного долга. В бюджете 1996 года на эти цели предусмотрено направить 13,3% общей суммы расходов, а в бюджете 1997 года - уже 16,3%.
В сложившихся условиях сокращение доходности государственных ценных бумаг до уровня, сопоставимого с уровнем инфляции, их переструктуризация в пользу среднесрочных и особенно долгосрочных, выход с ними на мировые финансовые рынки для продажи иностранным инвесторам становятся в ряд наиболее острых проблем экономической политики, без решения которых невозможно рассчитывать ни на поворот к инвестиционной деятельности, ни на экономический рост.
Реферат опубликован: 24/05/2008