Страница: 3/13
Налогообложение фонда оплаты труда в России подвергалось совершенно справедливой критике. На протяжении многих лет было ясно, что массовое уклонение от налогов и различные схемы выплаты заработной платы искажают общую картину налогообложения. И данный налог – это одна из попыток реальных шагов в решении этой проблемы.
Единый социальный налог устанавливается для мобилизации средств, предназначенных для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь. Цель Единого социального налога – упростить процедуру сбора средств, упростить механизм начисления страховых взносов, сделать единообразной налоговую базу, сократить отчетность, ввести единый порядок применения финансовых санкций и сократить количество проверок плательщиков.
Идея единого социального налога возникла у нас в стране не на пустом месте. Она выстрадана налогоплательщиками. Это – альтернатива существующей до 2001 года неразберихе в обложении предприятий взносами в различные внебюджетные социальные фонды - пенсионный, медицинского страхования, социального страхования, занятости. У всех этих фондов, в принципе, одна и та же облагаемая база – фонд оплаты труда и выплаты, начисленные в пользу работников, но разные ставки. Казалось бы, чего проще: достаточно применить к этим выплатам по единым правилам какую-то одну твердую ставку налога, обязать плательщика перечислить эту сумму одним платежным поручением в государственный банк на нейтральный счет или казначейство, а затем уже без участия плательщиков распределить эти средства на части по фондам согласно утвержденным каждому фонду нормативам, и также автоматически зачислить эти части на счет фондов для расходования. Однако, несмотря на простоту, эта идея долго не могла пробить себе дорогу.
Введение ЕСН вместо страховых платежей – это комплекс мер, цель которого ослабить налоговое давление на фонд оплаты труда. За счет этого предполагается частично легализовать большие заработки и облегчить налогообложение трудовых доходов.
Введение налога не приводит к ликвидации Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования как самостоятельных государственных учреждений, не ставит целью ущемить эти фонды, которые будут продолжать осуществлять оперативное управление и расходование поступающих средств. Поскольку ЕСН носит строго целевой характер, каждый из фондов получит причитающуюся часть налога, зафиксированную в НК РФ.
Тем не менее, введение Единого социального налога внесло много нового в порядок исчисления взносов в государственные страховые фонды. Глава 24 НК РФ установила новый порядок взимания единого социального налога (ЕСН). С 1 января 2001 года этот налог заменил страховые взносы практически во все внебюджетные социальные фонды. Исключение составили страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и квотирование в Фонде занятости (там, где оно ранее осуществлялось).
Единый социальный налог уплачивается с 01.01.2001 в соответствии с частью второй НК РФ, утвержденной Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ и введенной в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ “О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”.
Ставки единого социального налога отличаются в зависимости от категории плательщиков. В соответствии с 24 Главой НК РФ для налогоплательщиков-работодателей (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования) применяются следующие ставки:
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
Фонд социального страхования Российской Федерации |
Фонды обязательного медицинского страхования |
Итого | |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | ||||
До 100000 рублей |
28% |
4,0% |
0,2% |
3,4% |
35,6% |
От 100001 рубля до 300000 рублей |
28000 руб.+15,8% с суммы, превышающей 100000 руб. |
4000 руб.+2,2% с суммы, превышающей 100000 руб. |
200 руб.+0,1% с суммы, превышающей 100000 руб. |
3400 руб.+1,9% с суммы, превышающей 100000 руб. |
35600 руб.+20% с суммы, превышающей 100000 руб. |
От 300001 рубля до 600000 рублей |
59600 руб.+7,9% с суммы, превышающей 300000 руб. |
8400 руб.+1,1% с суммы, превышающей 300000 руб. |
400 руб.+0,1% с суммы, превышающей 300000 руб. |
7200 руб.+0,9% с суммы, превышающей 300000 руб. |
75600 руб.+10% с суммы, превышающей 300000 руб. |
Свыше 600000 руб. |
83300 руб.+2% с суммы, превышающей 600000 руб. |
11700 руб. |
700 руб. |
9900 руб. |
105600 руб. +2% с суммы, превышающей 600000 руб. |
Реферат опубликован: 24/04/2009