Страница: 16/20
Одной из особенностей становления рынка ценных бумаг явился массовый выпуск в 1992 году нового вида ценных бумаг – приватизационных чеков(ваучеров), насчитанных на все население РФ, с целью вложить их в акции акционируемых предприятий, приватизируемой государственной собственности. Таким образом, все население согласно проекту Правительства должно было стать собственниками и в дальнейшем получать дивиденды на свои вложения в акции. Стоимость ваучера равнялась 10 тысячам рублей. Но так как цены были отпущены 2 января 1992г. а ваучеры эмитированы 1 октября 1992г., то стоимость чеков уже существенно обесценилась. Все, к сожалению, известны печальные последствия приватизации. Эта акция была неподготовленной, а акционерные общества, куда были вложены ваучеры либо обанкротились, либо вообще исчезли. Поэтому правительственная кампания превращения каждого гражданина в собственника провалилась.
К настоящему времени можно считать, что рынок ценных бумаг в РФ сформировался и продолжает развиваться дальше. На сегодняшний день функционируют и обращаются следующие виды ценных бумаг:
1. Акции компании и предприятий, кредитно-финансовых институтов;
2. Облигации компаний и предприятий, банков, которые рассчитаны на заимствование дополнительных денежных средств для финансирования денежных проектов;
3. Государственные краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые Минфином РФ, для финансирования расходов и покрытия дефицита федерального бюджета;
4. Казначейские обязательства (КО), эмитируемые Минфином РФ для урегулирования задолжностей предприятий и налоговых выплат;
5. Облигации валютного займа, выпускаемые Правительством РФ по линии Внешэкономбанка для выплаты валютных платежей по замороженным ранее валютным счетам физическим и юридическим лиц;
6. Полуценные или квазиценные бумаги (приватизационный чек, или ваучер), действовавший на рынке со 2 октября 1992г. по 1 июля 1994г;
7. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпускаемы Правительством РФ с 1995 г. для покрытия дефицита бюджета;
8. Облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые с 1995г. для финансирования бюджетного дефицита;
9. Финансовые инструменты, выпускаемые банками: (сберегательный сертификат, инвестиционный сертификат, депозитный сертификат);
10. Финансовые инструменты фондовой биржи: (опцион, фьючерсы).
Сегодня стороной становления российского рынка ценных бумаг являются рост профессионализма кадров фондовых бирж и брокерских компаний, освоение новых видов ценных бумаг, что необходимо для повышения эффективности их работы. Но российский рынок ценных бумаг на сегодняшний день очень зависим от рынков развитых стран. Как показал недавний опыт в феврале 2001 года, когда произошел обвал индексов Доу Джона и Насдак Нью-йоркской фондовой биржи, индексы российских бирж также сразу спустились на несколько пунктов. Так что пока российская экономика и финансовая система остается в переходном состоянии и довольна слаба, изменения на зарубежных рынках и фондовых бирж будут оказывать заметное влияние на нее.
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали 90% общей суммы доходов бюджета и в основном из двух платежей: налога с оборота и платежей из прибыли.
Налог с оборота представлял собой часть чистого дохода, которая была твердо зафиксирована (выделена) в цене товара. Налог с оборота полностью (за небольшим исключением) поступал в государственный бюджет. Прибыль делилась между бюджетом и предприятием в определенной пропорции. Налог с оборота являлся единым платежом, вносимым предприятием (пли торговой базой) непосредственно после реализации продукции.
Деление чистого дохода па налог с оборота и прибыль было обусловлено уровнем чистого дохода. Там, где он был высок, использовались обе его формы. При низком уровне чистого дохода он обычно выступал только в виде прибыли. По мере повышения уровня чистого дохода в отдельных отраслях и в производстве определенной промышленной продукции в цене выделялся налог с оборота. И наоборот, с понижением величины чистого дохода взимание налога с оборота прекращалось.
Налог с оборота выступал как регулятор размера прибыли и уровня рентабельности предприятий и отраслей. Деление чистого дохода на прибыль и налог с оборота определялось системой цен.
Налог с оборота был предусмотрен в цене продукции ограниченного числа отраслей, преимущественно с высоким уровнем накоплений. Так, налог с оборота не взимался с большей части продукции тяжелой промышленности, а также по таким товарам народного потребления, как хлеб, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, консервы, овощи и др. Более того, на возмещение затрат по производству многих из названных товаров выделялась дотация из государственного бюджета.
Как часть цены налог с оборота поступал в бюджет по мере реализации продукции. На размер налога с оборота влияли главным образом количественные результаты деятельности предприятий (организаций) — объем производства и реализации продукции, количественное изменение ее ассортимента. В 1982 г. сумма налога с оборота составила 100,6 млрд. руб., или 28,5% всех доходов государственного бюджета.
Реферат опубликован: 22/03/2007