Страница: 9/20
В 2000 году наибольший процент доходов в бюджет был от 1) НДС, 2) таможенных пошлин, 3) акцизов на ввозимые товары, 4) налога на прибыль и 5) дорожных
В 2001 году наибольший процент доходов в бюджет был от 1) НДС, 2) налога на прибыль, 3) доход от использования ресурсов
В итоге этой главы я бы хотел представить таблицу№5 соотношения доходов и расходов консолидированного государственного бюджета России в ценах соответствующих лет:
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
1997г. |
1998г. |
1999г. |
2000г. |
2001г. | |
Доходы млрд.руб. |
5328 |
49730 |
172380 |
4370072 |
5585322 |
689751[1] |
356,8[2] |
473,6 |
675 |
1193 |
Расходы млрд.руб |
5970 |
57674 |
230385 |
486112 |
652720 |
806192 |
478,4 |
575,1 |
855 |
1193 |
Из таблицы видно, что с 1992 года бюджет России являлся дефицитным и этот дефицит нарастал. Только в 2001 году правительству удалось урезать расходы и сравнять их с доходами. Следует отметить, что темпы роста инфляции значительно превышали темпы роста доходов и расходов бюджета в ценах соответствующих лет. При пересчете их в сопоставимые цены видно резкое сокращение реальных сумм денежных ресурсов государства результате снижения за период 1999-1997гг. объемов производства и ВВП почти наполовину.
Смотря на бюджет СССР видно, что реформы в период перехода к рыночным отношениям вызвали крупные изменения в отрицательную сторону. Довольно долгое время бюджет СССР был бездефицитным и при исполнении бюджета даже удавалось иметь профицит в больших размерах, чем в бюджетных проектировках, что являлось одной из основ финансовой политики СССР. Хотя внешне бюджет был бездефицитен, но огромные расходы на дотации сельскому хозяйству и поддержание уровня государственных розничных цен, расходы на обеспечение паритета вооружений с развитыми странами давали о себе знать, и финансовая система все более прибегала к скрытому заимствованию у Госбанка. Впервые бюджет был признан и обнародован в 1988 г. Заимствование средств у общегосударственного ссудного фонда составило, по опубликованным данным, 63,4 млдр.руб или 13,8% всех доходов бюджета. Все же изменения в бюджете происходили, о чем может подтвердить динамика общественного продукта в 1951 – 1990г.
Во время перехода к рыночным отношениям произошло много непредвиденных ситуаций и связанных с ними затрат. Освобождение цен привело к многократному росту: в 1992 г. потребительские цены возросли в 26.1 раза, тогда как авторы идеи либерализации цен ожидали их роста в 3-4 раза. При таком росте цен ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения не могло быть и речи. Поэтому главной целью финансовой политики становиться снижение темпов роста цен и инфляции. Рост цен был, несомненно, связан с бюджетным дефицитом, поскольку чрезмерный спрос на деньги ведет к росту цен. Таким образом, ставилась задача снизить бюджетный дефицит до 3% , а затем в 1999 г. полностью обеспечить первичный профицит бюджета (доходы бюджета на 1,5 – 2% должны быть выше расходов). Расходы бюджета постоянно были выше доходов, что привело к росту государственного долга и в 2001 году правительство старается придерживаться программы бездефицитного бюджета, чтобы сровнять доходы и расходы бюджета.
Изменился механизм финансирования бюджетного дефицита. Вместо прямого заимствования средств у Центрального Банка РФ возникла система государственных краткосрочных обязательств, эти доли государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам и населению. В связи с этим в классификации бюджетных расходов появилась новая статья – обслуживание внутреннего долга. Так если в 1985 г. внешний долг составлял 26 млрд.долл, то в 1998г. внешняя задолжность составила 52,4 млрд.долл., а к 2001 году размер государственного долга составил 150 млрд.долл. О государственном долге я собираюсь рассказать подробнее в другой главе.
Реферат опубликован: 22/03/2007