Страница: 12/19
Для осуществления регистрации прав на недвижимость конкурсному управляющему в порядке подготовки имущественного комплекса к продаже следует организовать изготовление паспортов БТИ на все недвижимое имущество предприятия и планы земельного участка, с учетом отчуждения земель, находящихся под передаваемыми местным органам исполнительной власти объектами социальной сферы.
Но при регистрации прав на имущественный комплекс у конкурсного управляющего возникает еще одна проблема. Статья 22 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" гласит: "Правила внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав и правила взаимодействия между учреждениями юстиции по регистрации прав . определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации". До сих пор вышеуказанный порядок внесения записей в государственный реестр никак не определен, поэтому учреждения юстиции по регистрации прав не проводят регистрацию сделки с имущественным комплексом. Единственный выход в данной ситуации - осуществлять регистрацию пообъектно: отдельно земельный участок, отдельно каждое строение, здание, сооружение.
Аналогичную регистрацию недвижимого имущества придется проводить новому собственнику после покупки предприятия. Движимое имущество передается отдельно по акту согласно инвентаризации и группировочным ведомостям.
Вторая проблема, возникающая при продаже имущественного комплекса, - отсутствие предварительного согласия Министерства по антимонопольной политике (МАП) Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 23 марта 1991 г. No. 948-1 "с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
.получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество".
Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделке, превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.
При покупке достаточно крупного предприятия балансовая стоимость его активов, как правило, превышает указанную выше сумму, поэтому предварительное согласие на сделку купли - продажи имущественного комплекса в таком случае обязательно.
До проведения торгов каждый предполагаемый покупатель в случае выполнения одного из указанных выше условий должен представить в федеральный антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на приобретение имущественного комплекса и сообщить информацию, необходимую для вынесения решения в соответствии с перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.
Очень часто на практике покупатели забывают о необходимости получения согласия МАП на осуществление сделки. Такое нарушение влечет за собой ответственность согласно разделу VI Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (штраф в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда). Кроме того, антимонопольные органы имеют право давать обязательные предписания о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. Об этом важном моменте не следует забывать ни конкурсному управляющему, ни участникам торгов.
Реферат опубликован: 8/01/2007