Банкротство

Страница: 16/19

Обращение в налоговую инспекцию при ликвидации предприятия - должника, в том числе и в случае признания его банкротом, является не правом, а обязанностью конкурсного управляющего, что прямо следует из п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ. Обращение в налоговую инспекцию является и существенным подспорьем при розыске имущества должника. Здесь будет полезно обратиться к Методическим указаниям для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика - организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, доведенным до налоговых органов Письмом Минфина РФ от 31 декабря 1998 г. No. ВП-6-12/932.

Оценку имущества предприятия - должника лучше всего поручить независимым экспертам - оценщикам. Учитывая, что балансовая стоимость имущества может совсем не совпадать с рыночной, при этом колебания, как правило, идут в сторону уменьшения рыночной стоимости относительно балансовой, конкурсному управляющему, во избежание последующих жалоб на субъективизм, лучше всего не вмешиваться в процесс оценки. Пусть комитет кредиторов (см. Правило 2), по предложению конкурсного управляющего, поручит ему же осуществить поиск профессионального оценщика, установив при этом размер вознаграждения для него за проведенную работу по оценке.

Небесполезным будет напомнить, что в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. No. 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценочная деятельность подлежит лицензированию.

Реализация обнаруженного имущества осуществляется в порядке, определенном ст. 112 Закона о банкротстве. Хотя вступивший в силу с 1 марта 1998 г. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в отличие от утратившего силу Закона РФ от 19 ноября 1992 г. не требует обязательного проведения торгов при реализации имущества предприятия - должника, это совсем не значит, что конкурсному управляющему стоит полностью игнорировать возможность реализации имущества на торгах.

Естественно, что устраивать торги из-за нескольких стульев нелепо, поскольку больше средств будет затрачено на проведение торгов, но что касается недвижимого имущества, автотранспорта, новой оргтехники, то здесь проведение торгов будет совсем не лишним.

Порядок проведения торгов достаточно подробно расписан в ст. ст. 447 - 448 ГК РФ, поэтому не стоит лишний раз комментировать указанные нормы. Стоит лишь отметить, что конкурсному управляющему будет полезно разработать положение о проведении торгов, где можно указать, например, что "имущество, на которое отсутствовал спрос при проведении торгов, реализуется, с согласия комитета кредиторов, в ином порядке, определенном действующим законодательством". Естественно, что все эти действия конкурсного управляющего должны быть согласованы с комитетом кредиторов.

Для того чтобы не создавать себе проблем с неликвидным имуществом, искать покупателей на которое - терять время, следует использовать возможность списания такого имущества. Возможные способы и порядок списания определены, в частности, в Приказе Минфина РФ от 20 июля 1998 г. No. 33н "Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств". Списание основных средств может производиться на основании данных бухгалтерского баланса по тем объектам, на которые истек срок амортизации.

При этом следует иметь в виду, что при начислении полной амортизации учитывается срок полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации, определяемый для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Реферат опубликован: 8/01/2007