Страница: 11/12
· отсутствуют всеохватывающие законы и нормативные акты, регулирующие процесс борьбы с отмыванием денег и соответствующие международным стандартам;
· положения Уголовного Кодекса, которые рассматривают отмывание денег как преступление имеют ограниченный практический эффект и применение;
· во многих трансакциях не применяется правило идентификации клиента;
· от финансовых институтов не требуется сообщать о подозрительных сделках;
· отсутствуют эффективные и своевременные процедуры для предоставления свидетельств в рамках двусторонних договоров, способствующие расследованиям в сфере отмывания денег. В этом контексте отсутствие полноценно действующей финансовой разведки оказывает особенно негативные последствия.
Для включения России в списки "некооперативных" или потенциально опасных с точки зрения отмывания денег стран действительно существует множество оснований. Россия является страной с переходной экономикой, с незавершенными реформами, слабой и плохо контролируемой финансовой системой, развитой коррупцией. Значительные масштабы приобрела торговля оружием и наркотиками. В результате России присущи многие проблемы, с которыми сталкиваются развивающиеся страны и которые создают благоприятные условия для отмывания денег, в т.ч. из других стран. В предыдущие годы власти уделяли мало внимания этой проблеме, что проявилось в отсутствии специального законодательства и институтов, призванных бороться с отмыванием денег.
России предстоит решать все эти проблемы уже в ближайшем будущем. В этой связи указанныесписки недостатков и слабых мест российской системы, в основном адекватно отражающие наши реалии, могут оказаться полезными в создании развитой системы борьбы с отмыванием денег.
В рекомендациях Министерства финансов США финансовым институтам предлагается тщательно исследовать все доступные факты в отношении сделок, достигающих 5 тыс. долл. и более (тогда как в отношении других стран используется порог в 10 тыс. долл. и выше) на предмет определения их подозрительности. Особую осторожность документ предлагает проявлять в отношении трансакций и банковских отношений с отсутствующей или неадекватной идентификацией клиентов, промышленных или инвестиционных предприятий, трансакциям из России, осуществляемым через третьи страны. США, как известно, особо чувствительны к недостаткам других стран, в тех случаях, когда они полагают, что такие недостатки отрицательно сказываются на американской экономике. Пока речь идет только о рекомендациях соблюдать особую осторожность, но даже такие рекомендации способны нанести вред двустороннему экономическому сотрудничеству. Вместе с тем, если Россия не предпримет в ближайшее время реальных и комплексных мер по укреплению борьбы с отмыванием денег, примеру США могут последовать и другие страны.
Заключение
Для создания в России эффективной системы борьбы с отмыванием денег, базирующейся на международном опыте, необходимо предпринять следующий комплекс мер:
1. Разработка национальной стратегии борьбы с отмыванием денег, которая должна включать следующие основные цели:
· создание всеобъемлющей системы по предупреждению и предотвращению отмывания денег в увязке с мерами по совершенствованию налогового режима, предотвращению оттока капитала и сокращению масштабов коррупции;
· совершенствование правовых механизмов, укрепление регулирования и надзора за компаниями и финансовыми институтами;
· расширение сотрудничества между федеральными центром и регионами в сфере борьбы с отмыванием денег;
· формирование системы взаимодействия между государством и частным бизнесом, направленной на вытеснение из деловой практики схем по отмыванию денег;
· активное участие России в международном сотрудничестве по борьбе с отмыванием денег.
2. Не позднее весны 2001 г. принять рамочный закон противодействующий легализации доходов от преступной деятельности. Закон должен включать общепринятые в мире принципы создания и функционирования эффективной системы борьбы с отмыванием денег. Эти принципы отработаны в юридической практике стран, активно борющихся с отмыванием денег, а также в рекомендациях и требованиях международных организаций, международных двусторонних и многосторонних договорах и конвенциях.
3. СЭЗ и иные особые экономические зоны, а также офшоры, хотя и являются потенциально опасными территориями с точки зрения больших возможностей по отмыванию в них денег, должны в основном регулироваться на основе собственного законодательства. Под закон об отмывании денег они должны подпадать только в случае, если деятельность и доходы, полученные на их территории (или с помощью регистрации на их территории), являются криминальными. В этом плане СЭЗ, ОЭЗ или офшоры не должны отличаться от других территорий, на которые распространяется данное законодательство.
Реферат опубликован: 27/05/2007