Страница: 7/12
В первую очередь отслеживается перемещение наличных денег. Объектом пристального внимания являются также денежные переводы, операции на счетах в банках, хранение ценностей в депозитных сейфах, обменные операции, проходящие по счетам, перемещение средств через границу.
б) характер сделок - в качестве "подозрительных" операций обычно выделяются новые или нестандартные операции, которые могут стать способом отмывания денег.
Законодательство разных стран предполагает осуществление мер в кратчайшие сроки, предусматривает конфискацию доходов и собственности лиц и организаций, участвующих в отмывании денег. Более того, прохождение дела по статье "отмывание денег", как правило, облегчает и ускоряет процесс ареста имущества, приостановления сделок, конфискации доходов и имущества. Именно законы о борьбе с отмыванием денег в США ввели конфискацию не только в уголовном, но и гражданском процессе. Положения об ускорении и упрощении процедур ареста имущества и конфискации специально включены в законодательство многих стран по борьбе с отмыванием денег. Это связано с тем, что быстрая и своевременная конфискация позволяет остановить преступную деятельность по отмыванию денег, повышает шансы потерпевших на возвращение их имущества и денег. Причем, законодательство ряда стран предусматривает возможность замещения имущества в случае, если первоначальные средства или имущество в процессе преступной деятельности поменяли свою форму.
Законодательство призвано обеспечить включение страны в систему международной кооперации, направленной против отмывания денег. В настоящее время законодательство ряда стран препятствует осуществлению международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег. В частности, законы Австрии, Дании, Германии, Люксембурга, Ирландии, Финляндии не позволяют финансовым разведкам этих стран осуществлять обмен информацией с аналогичными учреждениями в других европейских странах. В целях развития международного сотрудничества страны заключают между собой двусторонние договоры о взаимном сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег. В ряде стран приняты специальные законы по вопросам международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег.
5. Административная система по борьбе
с отмыванием денег
В процесс контроля над финансами в различных странах вовлечено большое число организаций, включая центральные банки, министерства финансов, налоговые, таможенные, правоохранительные, судебные органы. Этим структурам принадлежит обычно большая роль в сборе, анализе и предоставлении информации об отмывании денег в так называемые "финансовые разведки".
В задачи контролирующих финансы организаций входит:
1. обеспечение наличия у поднадзорных организаций программ защиты от отмывания денег;
2. осуществление сотрудничества с судебными и правоохранительными органами;
3. наличие полномочий по регулированию деятельности в сфере борьбы с отмыванием денег не только по отношению к поднадзорным финансовым учреждениям, но и к прочим профессиональным лицам, осуществляющим операции с наличными деньгами;
4. выработка основных направлений борьбы с отмыванием денег в своих сферах;
5. оказание помощи финансовым организациям в выявлении подозрительного характера деятельности их клиентов;
6. принятие необходимых правовых и административных мер против установления контролирующего влияния или приобретения значительного участия в финансовых учреждениях преступниками или их пособниками.
Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля за финансовыми институтами, сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика показывает также, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации.
Кроме того, должны быть перекрыты возможные лазейки для отмывания денег через неконтролируемые финансовые организации (типа обменных пунктов) и лиц, по роду своей профессии связанных с движением денег.
Важным вопросом является разделение полномочий и ответственности между контролирующими организациями. В разных странах административная система борьбы с отмыванием денег построена по-разному, в зависимости от общих принципов регулирования и контроля, конкретных задач по борьбе с отмыванием средств. В этом контексте несомненный интерес представляют наиболее типичные схемы административного обеспечения борьбы с отмыванием денег, их достоинства и недостатки.
Реферат опубликован: 27/05/2007