Бреттен-вудское соглашение

Страница: 10/12

Под давлением внешнего дефицита США в 1965 г. Франция отказалась от своих обязательств и произвела массовый обмен своих долларовых авуаров на золото. К концу 1965 г. во Франции было только не более 800 миллионов долларов на примерно 5.5 млрд. резервов. В этом поступке было столько же экономических причин (см. вопрос выше) сколько и политических. Действительно, в этот период генерал Де Голь начал проводить по всем направлениям стратегию против политического и экономического господства США, золото было только оружием, не самым слабым, используемым для

борьбы с этим господством.

В июне 1967 г. Франция выходит из золотого пула. Девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 только увеличила недоверие к деньгам предпочтение золоту. Частный спрос на золото возрос и "бремя" стабилизации курса золота легло на оставшиеся 7 стран. За несколько недель им пришлось продать на свободном рынке 1.5 млрд. долларов золота. 17 марта 1968 г. центральные банки отказались от стабилизации свободного рынка.

Это было установление двойного рынка золота и всеобщее признание неконвертируемости доллара по фиксированному курсу для небанковских центральных учреждений.

Обратимость доллара в золото по официальному курсу 35 $ за унцию сохранилось для центральных банков. На свободном рынке цена золота в долларах изменялась в зависимости от спроса и предложения. По соглашению, подписанному в Вашингтоне между 7 странами пула, они договорились не вмешиваться в свободный рынок. Франция не подписала это соглашение - таким образом была обеспечена параллельная герметичность двух рынков. Вашингтонское соглашение имело целью не допустить слишком большую утечку американского золота, оно не разрешало центральным банкам подписавших его стран продавать золото на свободном рынке по "возможно" выгодной цене (выше 35 $ за унцию) чтобы потом за эти доллары купить золото по официальной цене. Франция, не подписавшая соглашение, естественно, может проводить такие операции. Итак с 1968 г. существует две цены золота: официальная, используемая при обмене между центральными банками и цена свободного рынка, которая практически всегда выше официальной цены (например, в начале 1969 г. на свободном рынке унция золота продавалась за 44 $).

Доллар, с 1968 г. необратимый в золото по фиксированному курсу для небанковских центральных учреждений с августа 1971 г. становится также неконвертируем для центральных банков. С 15 августа 1971 г. отменена фиксированная цена на золото, прекращают свое существование валюты, обратимые на золото по фиксированному

курсу.

Внешний дефицит США неуклонно растет, в 1971 г. первый раз с 1893 г. намечается дефицит торгового баланса. Другое следствие этого дефицита - накопление долларов за пределами США, в частности в центральных банках. Растет беспокойство по поводу обратимости доллара в золото, центральные банки (в частности Бундесбанк) обменивают часть накопленных долларов на золото. Американский золотой запас упал до уровня, который американские власти считали предельным (в конце июля - начале августа запас снизился до менее чем 10 млрд. долларов).

15 августа 1871 г. президент Никсон объявил о проведении ряда мер:

1 - Временное запрещение конвертируемости доллара в золото (которое никогда не будет восстановлено).

2 - Установление дополнительного 10-процентного налога примерно на половину импорта США.

При помощи этих мер США хотели цель не изменить курс доллара (валюта, которая до сих пор рассматривалась как эквивалент золота), а обесценить другие валюты, особенно две сильные:

немецкую марку и иену для того чтобы восстановить конкурентоспособность продукции США. 10-процентный сверхналог защищал рынок США от внешней конкуренции, т.е. имел действие, аналогичное девальвации доллара на 10 % или 10-% ревальвации всех других валют.

Этот сверхналог, введенный США был протекционистской мерой. Если он и был эффективен для США (см. Вашингтонские решения декабря 1971 г.), то только благодаря относительному положению США в международной торговле:

США мало зависят от внешнего мира (низкий показатель импорт/ВНП), они не слишком открыты для внешнего мира (низкий показатель экспорт/ВНП), из-за этого могут не боятся возможных ответных мер. Напротив, любая из остальных развитых стран, взятая отдельно, сильно зависит от импорта в США и, в то же время, сильно открыта для американского экспорта, что только повышает эффективность принятых США мер.

Реферат опубликован: 7/01/2008