Страница: 5/12
Но может ли это происходить по-другому ?
Займы, на самом деле, являются кредитами. Развивающиеся страны предоставляют фонду свои деньги, которые не представляют никакой стоимости, в обмен на твердую валюту, которая позволит им осуществлять платежи. Кредитор, в этом случае это МВФ будет не безразличен к финансовому положению дебитора, заемщика; он должен оценить для себя риск предоставления кредита, т.е. шансы на выплату, которые уменьшаются с увеличением задолженности. Таким образом, логика кредитной операции требует чтобы получил как можно больше гарантий, чтобы застраховаться от неуплаты. Кроме того, что кажется менее всего необходимым, Фонд гарантирует, что средства, предоставленные таким образом, не будут использованы в других целях, не будут способствовать, например, утечки капитала за пределы страны (см. параграф ниже о задолженности стран третьего мира).
Тем не менее, модно задать себе вопрос об эффективности мер экономической политики, "навязанной" развивающимся странам, за возможность иметь доступ к средствам МВФ. По оценке, проведенной на основании финансового отчета МВФ (см. Трикман и Стиллон, Staff Papers том 25, N 2, июнь 1978 г.) за период 1963-72 гг. процент успеха программ по борьбе с инфляцией, рекомендованных МВФ составил 24 %, а что касается восстановления равновесия внешнего баланса, то в этой области 38 %. Результаты довольно слабые, если оценивать социальную значимость проводимой политики. Применимы ли эти программы к рассматриваемым странам (развивающимся) ? В этом стоит усомниться; речь идет всего-навсего о применении лекарств, некоторые из них уже были испытаны на развитых странах в ситуации, которая так сильно отличается от положения развивающихся стран.
МВФ и механизм займов не сможет и не должен решать эти проблемы. Задуманный как организация, которая поможет стране (развитой) противостоять временным, но не глобальным трудностям восстановления баланса, позволяя необходимым мерам восстановления осуществить свое влияние. Права заимствования, несомненно, неприменимы к ситуации развивающихся и бедных стран, которым нужны более радикальные и меры, ответственность за которые должны разделяться меду этими (развивающимися и бедными) странами и развитыми странами; (см. параграф, посвященный международной сверхзадолженности).
2- Ограничения на сумму операции:
Первое основное правило было, что Фонд никогда не должен хранить авуары в валюте какой-либо страны в размерах, превышающих 200 % квоты этой страны: предположим, в качестве примера, что квота страны А 100 млн. долларов, из которых 25 % выплачены в золоте или в СДР; авуары Фонда в валюте этой страны при отсутствии займа со стороны указанной страны пусть составят 75 млн. долларов;
страна сможет заимствовать у МВФ максимум 125 млн. долларов (75+125=200 млн. = 100*2).
Однако, возможности займа для страны А увеличиваются если другая (или другие) страны (В, С .) используя свои права заимствования воспользуются валютой страны А. Если, например, страна В получила деньги страны А на 30 млн. долларов (в пределах прав заимствования страны В), тогда страна А может занять максимум 125+30=155 млн. долларов в МВФ. При этом предположении дополнительные 30 млн. составляют резервную супер-долю (или, по-другому, золотую супер-долю), они добавляются к резервной доле и являются безусловным займом.
Это общее правило; однако, здесь есть исключения, связанные с новыми распоряжениями, введенными после 1974 г. (см. приложение).
- 3 - Ограничения по продолжительности операций: обязательства выкупа. Страна, использующая права заимствования в МВФ обязуется:
- своевременно производить ежегодные выплаты, т.е. выкуп;
- произвести полный выкуп в срок от 3 до 5 лет.
Отступы от этого правила могут быть только в исключительных случаях по милости МВФ; однако, исключение становится правилом.
Процедура прав заимствования ставит проблему срока получения займа, на практике этот срок длится порядка недели. однако, страна может испытывать потребность в быстром получении валютных ресурсов, например, чтобы противостоять спекулятивной продаже или скупке своей валюты; для решения этой проблемы в 1952 г. была создана новая процедура доступа к средствам МВФ.:
б) Соглашения о подтверждении или соглашения о поддержке или соглашения типа "stand-by".
Они заключаются в том, чтобы заранее определить кредитную линию на определенную сумму и срок. Эта процедура имеет двойную выгоду:
Реферат опубликован: 7/01/2008