Страница: 4/6
В финале романа Пауль Лайд приходит к заключению, что долг человека – жить и содействовать улучшению окружающей среды.
В следующем романе – «Лепрозорий в Ватку», являющемся своеобразным продолжением «Проказы», тоже прозвучит протест против изоляции человека от общества.
Здесь уже центральными героями становятся люди, заточенные в лепрозорий. Пристально рассматриваются девушка Юули, с детства находящаяся в лепрозории, и Тиудор, пришедший в Ватку тогда, когда он уже потерял надежду на выздоровление.
Тиудор познал нужду и горе – мать торговала водкой и развратничала, он не переносит качку и вынужден работать батраком. Когда он узнает, что болен проказой – все худшие черты его характера – жестокость, озлобленность – проявляются резче и определенней. В порыве ненависти ко всему окружающему, Тиудор поджигает лес. Это – месть за все страдания.
Изображая Тиудора, А. Хинт стремится показать жестокость жизни, лишающую человека свободы. Проказа – это высшая несправедливость.
Юули, попав в лепрозорий еще ребенком, выздоровев, боится покинуть его. Ей тяжко в незнакомом мире – мужчина, которого она любит, обманывает ее, и она, беременная, возвращается в лепрозорий искать совета и помощи. Когда она возвращается, странное чувство родного очага охватывает ее, она чувствует себя дома.
Романы «Проказа» и «Лепрозорий в Ватку» были написаны в буржуазной Эстонии. И возвращение Юули в лепрозорий за поддержкой звучит символически.
Критика отнеслась к первым вещам Аду Хинта положительно. Были отмечены пристальное внимание к духовной сфере человеческой жизни, самобытность, честность и гуманизм.
Осенью 1936 года Хинт переехал в Тарту и на время отошел от темы проказы.
В 1937 году Хинт становится членом Союза Эстонских писателей.
Перемены в судьбе Эстонии коренным образом сказались и на личной судьбе Аду Хинта.
В первые годы войны он пишет очерки и статьи на исторические и современные темы. После войны он работает председателем Союза рыбаков, затем переходит в редакцию журнала «Лооминг».
Именно в эту пору А. Хинт начал думать о романе эпического масштаба. В 1947 году он писал в рецензии на поэму Юхана Смуула «Сын рыбака»: «Почему у нас нет до сих пор «Правды и справедливости» о жизни моряков или «Войны в Махтра» из жизни островитян?».
Подготовка к большому роману шла непрерывно.
В одной из своих статей А. Хинт рассказывал о том, как возник замысел «Берега ветров»: «В 1943 году я сидел в Ленинской библиотеке и читал старые эстонские книги и документы времен восстания Юрьева дня 14 века. Группу эстонских писателей попросили подобрать материал к юбилею восстания. Я листал старые книги, а перед глазами стоял Сааремаа остров, на котором я вырос, о котором пишу. Замысел книги родился, как рождается письмо любимой девушке…»
Но первые страницы тетралогии были написаны в 1949 году. А последние – в 1965 году.
Почти сорок лет общества, различных его социальных слоев уместились в «Береге ветров». Начав роман с событий, происходящих накануне революции 1905 года, писатель заканчивает четвертую часть 1939 годом.
Каждая книга тетралогии – самостоятельный роман со своими проблемами, героями, стилем и ритмом.
Но все четыре части – четыре романа связаны между собой, они объединены общей темой – народ и революция, революция и народ.
И еще один из мотивов, являющийся своеобразной вариацией ведущего мотива тетралогии, звучит в ней с нарастающей силой. Речь идет о теме проказы.
В первых книгах тетралогии читатель встречает упоминание о проказе, о том, что время от времени кого-то из жителей соседних деревень отвозят в лепрозорий. Боится проказы Маре, думает о проказе Ионас, когда видит перед собой целую массу солдат, отправляемых на убой. Но в первой, второй и третьей книгах «Берега ветров» проказа всего лишь деталь в ряду других деталей, характеризующих жизнь персонажей.
Реферат опубликован: 23/01/2008