Страница: 5/6
В четвертой же, завершающей, части тетралогии тема проказы занимает большое место. И обращаясь снова к этой горестной теме, А. Хинт трактует ее и исследует совершенно иначе, чем в своих романах 30-х годов.
Энн Тиху, с детства лицом к лицу столкнувшийся со страшной болезнью, с течением времени понимает, что общественная проказа «страшней, глупей и безумней».
Гитлер, убивающий евреев – тоже проказа.
Отказываясь от прямолинейности в изображении героев, А. Хинт от книги к книге пристально следит за взаимодействием обстоятельств и характеров. И характер Маре – человека эмоционального, чистого, предстает перед читателем во всей своей силе.
Вот Маре узнает, что один из родственников Тиху заболел проказой. Мы помним, как Пауль Лайд, герой первого романа Хинта, испытывал страх перед проказой.
Маре, хоть и боится, изо вех сил сопротивляется отчаянию. Вера в свои силы, надежда на лучшее, которая не позволяет впасть в отчаяние, как ни тяжелы были бы обстоятельства, и отличает Маре от Пауля.
Эта вера в свою нравственную силу свидетельствует о духовном опыте Хинта. Мы помним, что проблемы нравственности, веры, морали волновали писателя и в раннем периоде его творчества. Но герой его прежних романов, переживая одно поражение за другим, не могли обрести подлинную веру в себя, ибо не знали того, что знала Маре – не знали радости жить во имя других.
В четвертой книге, где тема проказы звучит в полный голос, Сандер, заметивший на плече Маре какие-то пятна, повезет ее на консультацию в лепрозорий. Но и здесь, думая о том, что грозит ей, Маре старается отвлечься от мыслей о самой себе, она думает о детях и о Сандере. Духовное хдоровье, стойкость, четкие представления о добре и зле помогают Маре оставаться самой собой в любых обстоятельствах.
Четвертая книга – роман тоже социально-психологический, как и все остальные. И здесь исследуется процесс рождения характера. Энн, воспитанный Маре, - человек эмоциональный, глубокий, способный уже с детства остро и непосредственно воспринимать окружающую действительность.
Эстонии, как и всему миру, угрожает фашизм. Но на остров Сааремаа, куда вновь переносит нас писатель, пока еще не долетают ветры мировых событий. Люди потрясены трагедией, которая касается их непосредственно – проказой. И в ту пору, когда мы знакомимся с 14-летним Энном, проказа подступает к воротам его дома. – мать соседской девочки Айли заточена в лепрозорий.
Теперь А. Хинт пишет о проказе как о народной трагедии.
Энн- первый интеллигент в семье Тиху. Он не хочет, вопреки желанию отца, вопреки традициям, стать хозяином хутора. У него иные намерения. Потрясенный заболеванием матери Айли, Энн не может оставаться дома, и уходит в город учиться. Трагедия, с которой так близко соприкоснулся Энн, перевернула всю его жизнь.
Роман начинается с размышлений Энна о случившемся в соседнем доме. Мальчик впервые в жизни узнает, что такое бессонница, он мучается и начинает думать. Поразительные письма пишет он к Айли! Боясь причинить ей боль намеком на угрозу заразиться, Энн не может думать только о себе. Ведь целовался он с Айли. Он подвергает себя гневу и лишению родителей, уйдя из дома с тем, чтобы никого не заразить.
Так рождается характер юноши, его нравственные представления.
Как видно, прослеживается влияние детства Аду Хинта., пережившего аналогичную трагедию. Личный опыт писателя позволил излить мысли на бумагу с поражающей достоверностью.
«Жизнь не есть высшая потребность», но «жизнь есть высшее добро», - вычитав эти две сентенции, Энн мучается над тем, какую из них выбрать. И он выбирает – «жизнь есть высшее добро».
Реферат опубликован: 23/01/2008