Страница: 12/21
Трагизм героя состоит в том, что он пытается понять, что такое рабство, умозрительным путем. Он чувствует, что его высшее предназначение - сыграть две роли: духовного пастыря своего народа и одновременно роль полководца. Герой сам же попадает в сеть выстроенных им умозаключений, запутывается и оказывается в тупике. Совмещение ролей Наполеона и Христа оказывается невозможным. Попытки отстоять собственную человечность за счет ее отрицания в других становятся для него пагубными. Перед смертью его посещает откровение: путь к свободе проходит через любовь к людям. Именно любовь является главной целью в жизни. Человек может спастись не в одиночку, а только в единении со всем человечеством.
Роман У. Стайрона «Выбор Софи» (1979) Дж. Гарднер назвал готическим. По его мнению, в этом произведении Стайрон пытался показать, как категории абсолютного зла распространяются из южной готики на весь мир.
В 1983 г. Джеймс Харт, выпуская очередное издание своего авторитетного «Оксфордского путеводителя американской литературы», включает туда отдельную статью о романе Стайрона. Наряду с «Признанием Ната Тернера» «Выбор Софи» широко изучается в университетах США.
Главный герой «Выбора Софи» Стинго приезжает в Нью-Йорк и поступает на службу в издательство, чтобы осуществить свою мечту - стать писателем. Он знакомится с обитателями меблированных комнат, в которых живет сам, - польской красавицей Софи и ее другом Натаном. Читатель узнает о том, что Софи пробыла почти два года в фашистских концентрационных лагерях, потеряв во время войны свою семью. Через образ Софи и коменданта Освенцима Рудольфа Гессе автор раскрывает отношения жертвы и палача.
Выбор Софи заключается не только в том, что она сама должна определить, кого из двоих своих детей отправить в газовую печь: десятилетнего сына или семилетнюю дочь. Готовность сдаться перед насилием и страхом, отказаться от борьбы - в этом также состоит выбор героини в более широком смысле. Софи - жертва, она отказывается от позиции борца. Именно это и приводит в конце концов ее личность к разрушению.
Важное свойство прозы американского писателя состоит в том, что нравственные категории утрачивают постоянство и делаются живым содержанием душевных и физических состояний человека и его меняющихся отношений с другими.
После войны Софи попадает во власть психически неуравновешенного Натана. Она становится не только жертвой изощренных карнавальных игр Натана, но и добровольной их участницей. Вместе с Натаном они кончают жизнь самоубийством, отравившись цианистым калием.
Интерес представляет созданный автором образ коменданта Гессе, который предстает перед читателем не как злой человек, а как слепое орудие, хорошо смазанный механизм по массовому уничтожению людей. Дети Гессе сожалеют, что отца переводят из Дахау в Освенцим, ведь в Дахау было значительно лучше, потому что там был плавательный бассейн. А дым от крематориев для них так же привычен, как свет, как воздух. Стайрон рассматривает концентрационные лагеря как систему, прообраз возможной структуры организации человеческого сообщества, а фашизм - как причину смещения нравственных понятий в психике человека.
Чем глубже задумывается о причинах фашизма американец, южанин Стинго, изучая через судьбу Софи историю Второй мировой войны, тем чаще вспоминает о проблемах Юга. В произведении прослеживается недвусмысленная связь между злом фашизма и южным рабством негров. Рабство негров на Юге и ужас концентрационных лагерей становятся для Стайрона явлениями одного порядка.
Реферат опубликован: 5/06/2006