Страница: 16/21
У «черных юмористов» есть связь и с предшествующими школами. Уильям Берроуз, к примеру, был наставником и духовным отцом битников.
Ирреализмом называет свое творчество один из наиболее талантливых представителей направления «черного юмора» Джон Барт. Своими предшественниками Барт называет «экспериментаторов» XX в. - Беккета, Борхеса, Набокова. «Комический роман» Барта строится на бурлеске, травестии, гротеске, пародировании. Примечательно, что этот жанр писатель противопоставляет модернистским произведениям, отрицающим роль сюжета, провозглашающим смерть романа как жанра.
Крайняя и наиболее ранняя фаза «черного юмора» - творчество Уильяма Берроуза 60-х гг. Уильям Берроуз (1914-1997) - автор романов «Обнаженный завтрак», «Нова экспресс», «Машина размягчения».
Самое скандальное произведение Берроуза - «Обнаженный завтрак» (1960) - написан в форме заметок, набросков, фрагментов, порожденных болезненной психикой и наркотиками.
На страницах его романа «Нова экспресс» (1964) полным ходом идет эдакая межпланетная война полов. В ней принимают участие планеты Венера, Уран, а также организмы без тел. Лейтмотивом романа становится запах падали, экскрементов, грязного тела. Только где-то в финале появляется описание солнца и «легкое дуновение озона». Кончается все сном, переносящим в будущее, как оно видится писателю-модернисту: мрачная пещера, в которой обитают каннибалы.
Произведение не лишено сатирических ноток, с помощью которых изображается современное общество. Чувство собственности писатель рассматривает как враждебное человеку и всему человеческому. Те, кто лишен этого чувства, люди деклассированные, кажутся писателю человечнее тех, кто существует внутри системы. Автор находится в гуще своих героев. Пусть жалкие и гадкие, они для него - единственно возможные. Свидетельством этому служат романы «Нова экспресс», «Разорванный билет», «Машина размягчения», сборник фрагментов сценариев «Дикие парни», «Порт святых».
Такая трактовка человеческих отношений сближает Берроуза с творчеством Джона Барта 70-х гг.
Джону Барту (род. 1930) принадлежит известное высказывание: «Правда литературы состоит в том, что факт есть фантазия, „сделанная“ история есть модель мира. Но владения романа шире, чем Англия и Франция, вместе взятые». Вопросы о соотношении правды и вымысла, иллюзии и реальности так или иначе ставятся во всех произведениях писателя.
Реферат опубликован: 5/06/2006