Страница: 4/9
После создания новых центральных органов управления , с 20-х гг. XVIII в., окончательно определилась роль Сената – он утвердился как высший судебный орган государства . Все департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний . Не увенчалась успехом подготовленная Сперанским реформа разделения Сената на Правительствующий и Судебный . Координацию работы сенадепартаментов осуществлял генерал-прокурор Сената , ставший одновременно министром юстиции .
В начале XIX в.число губерний возросло до 50 . «Особенное» (поместное и проч.) управление сохранялось на окраинах империи: в Царстве Польском , на Кавказе . Институт генерал-губернаторов был учрежден в Финляндии , Сибири , Прибалтике , Новороссийске и столицах . Генерал-губернаторы управляли несколькими губерниями . Главами местной администрации были губернаторы , подчинявшиеся министру внутренних дел . Наказ губернаторам 1837 г.провозглашал губернатора «хозяином губернии» .
Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотреть систему отраслевых органов государственного управления . В течение первого десятилетия XIX в.были были проведены либеральные реформы , направленные на приспособление существующего строя к новым буржуазным отношениям , пытающиеся теснее связать центральный аппарат управления с местными органами и учреждениями . В 1802 г.был принят Манифест об учреждении министерств , положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов . В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления , в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей , расширялись значения и влияние канцелярий и делопроизводства .В 1802 г.было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил , морских сил , иностранных дел , юстиции , внутренних дел , финансов , коммерции , народного просвещения . В 1811 г.издано Общее учреждение министерств – документ , подготовленный М.М.Сперанским . На основании этого акта власть министров определялясь как высшая исполнительная , непосредственно подчиненная верховной императорской власти . Министры и товарищи министров назначались императором , высшие чиновники министерств – императором по представлению министра , низшие – министром . Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии , возглавляемые директорами . Число министерств и приравненных к ним учреждений возросло: появились Государственное казначейство , Ревизия государственных счетов , Главное управление путей сообщения , Главное управление духовных дел разных вероисповеданий , Министерство полиции . Для решения межведомственных вопросов могли созываться совещания министров , которые получили законодательное оформление в 1812 г.в лице Комитета министров , в который входили министры , председатели департаментов Государственного совета , государственный секретарь , остальные члены назначались императором . С усилением роли Канцелярии значение Комитета министров в делах государственного управления снижалось .
После декабрьских событий 1825 г.правительство приняло ряд мер , направленных на усиление государственной и политической безопасности . Это коснулось прежде всего сети специальных карательных и политических органов . Еще в1801 г.была упразднена Тайная экспедиция , а в 1802 г.создано Министерство внутренних дел , возглавившее всю систему полицейских органов . В 1810 г. Из него выделилось особое Министерство полиции , наделенное чисто полицейскими полномочиями , но уже вскоре (в 1819 г.) оно вновь было включено в состав Министерства внутренних дел . В 1837 г.реорганизована система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы появилась полицейская должность станового пристава . Таким образом , полицейская сеть распространилась и в сельские районы страны . В первой половине XIX в.создана разветвленная сеть тюремных учреждений . Первым общегосударственным актом , регулировавшим эту сферу стал Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных , принятый 1832 г. и дополненный в 1842 г. В нем регламентировался порядок содержания под стражей и ссылки лиц относящихся к разным сословиям , предусматривались определенные льготы и привилегии для некоторых из них . Государственные преступники содержались в политических тюрьмах , совершившие церковные преступления заключались в монастырские тюрьмы , остальные преступники содержались в общеуголовных тюрьмах .
В первой половине XIX в.были упразднены верхний земский суд , губернский магистрат и верхняя расправа . Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда . Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата . Уездный суд был первой инстанцией по незначительным уголовным и гражданским делам всех сословий уезда ,кроме городского (горожане судились в ратушах , магистратах , коммерческих и словесных судах) . Прокуратура на местах передавалась в ведение Министерства юстиции , образованное в 1802 г., оно же осуществляло судебное управление . Вся судебная система строилась на сословных началах .
Реферат опубликован: 31/03/2006