Страница: 6/9
Волна контрреформ захватила и сферу органов местного самоуправления . В1890 г.было пересмотрено Положение о губернских и уездных земскихх учреждениях . Сохранив куриальную систему выборов правительство отказалось от принципов представительства по первой курии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне , для усиления их роли в земских органах значительно снижался имущественный ценз . Одновре-менно значительно увеличился ценз во второй (городской) курии . таким образом , влияние дворянства в земских органах значительно усилилось . Волостные представители могли избрать из своей среды только кандидатов , из которых затем назначались окружные земские гласные . Контроль за земствами вместе с губернатором осуществляли губернские по земским делам присутствия .
В 1892 г.было принято новое Городовое положение . Если прежде к выборам в органы городского самоуправления допускались практически все плательщики налогов , то согласно новому закону в число выборщиков могли попасть только лица с определенным имущест-венным цензом – избирательные права получали только горожане , владевшие недвижи-мостью .
Таким образом , вынужденное в 60-80-х гг.под угрозой революционной ситуации провести буржуазные по своему характеру реформы , в 80-90-х гг.правительство нанесло удар почти по всем вновь возникшим институтам . Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального , политического и государственного развития России .
5.Создание и утверждение советской государственной системы («Военный коммунизм»,Гражданская война,Иностранная военная интервенция)
После разгона Учредительного собрания единственным высшим органом власти в стране стал Всеросийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов . Параллельно сэтими Советами существовала система Советов крестьянских депутатов , находившихся под сильным политическим влиянием эсеров .
В ноябре 1917 г.состоялся Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов ,принявший решение об объединении с Советами рабочих и солдатских депутатов. Тогда же состоялось объединенное заседание ВЦИК , Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов .Формирование политического блока большевиков и левых эсеров привело к разрыву последних с правыми эсерами . Окончательное объединение Советов произошло в январе 1918 г.на III Всероссийском съезде Советов .
В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране был Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) . Его структура и порядок работы утверждены на заседании ВЦИК в начале ноября 1917 г. В начале своего существования ВЦИК был постоянно действующим органом . Структура ВЦИК включала: президиум , отделы и комиссии . Президиум состоял из представителей партийных фракций , готовил материалык заседаниям ВЦИК , контролировал работу коммисий и отделов , его заседания проходили 2-3 раза в неделю . Организацию и ведение текущей работы (подготовку проектов документов , руководство нижестоящими Советами и т.п.) осущест-вляли отделы ВЦИК: Военно-революционный комитет , иногородний , агитационный , по национальному вопросу , казачий и др.
II Всероссийский съезд Советов избрал правительство – Совет народных коммисаров (СНК) «для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания» . Было образовано 13 народных коммисариатов: внутренних дел , земледелия , труда ,по военным и морским делам , торговли и промышленности , народного просвещения , финансов , иностранных дел , юстиции , продовольствия , почт и телеграфов , по делам националь-ностей , путей сообщения . Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК . Право заменять отдельных членов правительства или весь его состав принадлежало Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК . В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК . Последний утверждал декреты СНК , если они имели общнгосударственное значение . К середине 1918 г.число наркоматов (НК) было увеличено . Были образованы НК государственного контроля , промышленности и торговли , Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) и др. С октября 1917 до июля 1918 г.(до принятия конституции) ВЦИК принял более 100 декретов , постановлений и других актов . За этот же период СНК принял около 600 правовых актов .
Для укрепления своей политической базы режим должен был провести перевыборы Советов , многие из которых находились под сильным влиянием меньшевиков и эсеров . Перевыборы проходили в мае – июне 1918 г. Их результаты оказались неблагоприятными для большевиков – большое число мест в советах получили представители оппозиции (меньшевики и эсеры) . В ряде городов прошли митинги протестов , на которых выдвигалисьтребования отменить хлебную монополию , создать независимые провсоюзы и провести новые выборы в Советы . Между Советами и рабочими весной 1918 г.наметилась серьезная конфронтация . 16 июня 1918 г.местным Советам предписывалось отозвать всех меньшевистских и эсеровских депутатов и произвести перевыборы до созыва V съезда Советов . Петроградский Совет принял решение о роспуске Совета рабочих уполномочен-ных . Подготавливаемая оппозиционерами политическая стачка не состоялась . Независимые от Совета рабочие организации были ликвидированы . В 1918 г.ВЦИК исключил из своего состава представителей партий эсеров (правых и центра) и меньшевиков после июльского выступления левых эсеров . Система власти на местах в целом сложилась за период с октября 1917 по февраль 1918 г . В этот период Советы после известия о победе большевиков в Петрограде стали повсеместно брать власть на местах мирным или вооруженным путем . Первые попытки практику местного советского строительства были сделаны в конце декабря 1917 г. НКВД издал обращение и инструкцию для местных Советов , в которых определил принципы организации местного самоуправления , права и обязанности местных Советов . В этих документах последние призывались «овладевать аппаратом местного самоуправления , захватывая все правительственные учреждения» . Городские и земские органы местного самоуправления либо ликвидировались по политическим соображениям как враждебные , либо поставленные под контроль местных Советов некоторое время продолжали работу . Земские управы часто превращались в отделы местных Советов по управлению местным хозяйством . В процессе объединения Советов рабочих и солдатских депутатов и Советов крестьянских депутатов на местах параллельно роходила ликвидация низовых земских органов . Весной 1918 г.началось формирование рабочих продовольственных отрядов , направляемых из города в деревню . В мае 1918 г.ВЦИК предоставил НК продовольствия чрезвычайные полномочия «по борьбе с деревенской буржуазией , укрывающей хлеб» вплоть до применения вооруженной силы . В июне 1918 г.ВЦИК издал декрет , на основании которого на местах стали создаваться волостные и сельские комитеты бедноты , ставшие опорой новой власти в деревне . Партийный аппарат на местах , быстро укреплявшийся после Октябрьской революции , оказывал заметное влияние на систему местных органов . В ноябре 1917 г.СНК принял Декрет о праве отзыва , на основании которого из Советов стали отзываться меньшевики и эсеры , перевыборы происходили не реже одного раза в квартал . В июне 1918 г.ВЦИК принял специальное постановление «Об исключении из состава ВЦИК и местных Советов представителей контрреволюционных партий эсеров (центра и правых) и меньшевиков» . Проходила тотальная большевизация местных Советов . Деятельность центральных государственных органов также осуществлялась под контролем партийных органов . Партийным решениям придавалось значение законодательных актов , все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и руководящих партийных органов понаиболее значимым вопросам .
Реферат опубликован: 31/03/2006